Логопедические упражнения на звук ш для ребенка

Содержание:

Правильные образцы

С дошкольником обязательно разбирают артикуляцию звука. Он должен понимать, как и что делать, чтобы начать правильно свистеть или шипеть. Если у него нарушено ощущение от движений органов артикуляции, то ему нужно вводить тактильный и зрительный анализатор.

Поэтому занятия проводятся перед большим, освещенным зеркалом. Дополнительно можно просить ребенка касаться пальцем частей рта (например, альвеол за верхними зубами). Так у него будет складываться полная картина.

Артикуляция звука достаточно простая — губы круглые, зубы немного разомкнуты, язык принимает форму «чашечки», а его боковые края прижимаются к небу. Голосовые складки разомкнуты и воздух сильной струей проходит через щель неба и задней части языка, после через кончик языка и альвеолы. Появляется характерный шум.

Артикуляция звука точно такая же, как и при , но с добавлением голоса. Струя воздуха чуть слабее, щель меньше и это позволяет добиться «жужжания».

В русском языке звук можно считать утрированной мягкой версией . Губы круглые, вытянутые, зубы разомкнуты, кончик языка чуть ниже альвеол, средняя часть органа чуть поднимается к твердому небу, задняя продвинута вперед и опущена. На выходе получается высокий шум.

У звука сложная артикуляция. Губы в той же позиции, что и в остальной группе звуков. Кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть упирается в верхние зубы, орган чуть продвигается вперед и получается характерный шум – резкий и отрывистый. Звук относят и к щелевым, и к смычным звукам, но на слух это не замечается.

Среди вариантов дефектного звучания выделяют «щечное» произношение. В таком случае струя воздуха уходит в щеки и это искажает звучание. В другом варианте образуется нижнее произношение – такое часто бывает из-за короткой уздечки или гипертонуса языка. Орган не поднимается полностью и больше получается свист, чем шипение.

Шипящие могут заменяться на свистящие, так как эта группа проще в артикуляции. Не стоит затягивать с устранением дефекта, так как чем старше ребенок, тем сложнее устранить проблему. От шипящих потом специалисту легче поставить сонорные звуки.

Артикуляция

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Мимическая гимнастика

Занятия начинают с особой артикуляционной гимнастики, которая подготовит речевой аппарат к проведению упражнений, расслабит мышцы лица.

Мимическая гимнастика включает в себя следующие упражнения:

  1. Двигать губами вправо-влево, разминая лицевую мускулатуру. Выполнить пять раз в одну и другую сторону, отдохнуть, повторить ещё четыре раза.
  2. Попеременно надувать щеки, повторяя упражнение пять раз с недолгим отдыхом.
  3. Хмурить брови, надувать губы делая обиженное, капризное лицо. Практиковать злое выражение лица поджимая губы. Делать удивленное выражение поднимая брови вверх. Повторять каждое упражнение четыре-пять раз.
  4. Быстрое моргание чередовать со спокойным, расслабленным открыванием-закрыванием глаз.
  5. Обводить контур губ языком, словно облизывая остатки варенья, мороженного на лице.
  6. Корчить рожи, делать смешное выражение лица, складывать губы «уточкой».

Каждое упражнение можно сопровождать стихотворной рифмой, занимательным рассказом. Таким образом ребенок будет не только развивать мимику, но и тренировать речь, память.

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

«Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.

“Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

«Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.

«Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.

«Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.

«Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.

“Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Учимся произносить «Щ»

Постановку согласного «Щ» провести проще, если использовать базовые моменты артикуляции мягкого звука «C’». Если ребёнок успешно выговаривает мягкий «С’» в слогах «ся» «се», «си», «сю», то у него, скорее всего, не возникнет проблем с постановкой звука «Ш».

Однако если произнесение «Щ» вызывает у детей затруднения, то можно выполнить механическую постановку этого звука. Как это сделать?

Предложите ребёнку произнести слоги «ась» или «ся». В момент произнесения малышом этих звуков, взрослый должен шпателем (либо указательным пальцем) откорректировать положение язычка, переместив его кончик за основание верхних резцов.

Постановку звука «Щ» можно попробовать провести и без механической коррекции. Для этого просто предложите детям поэкспериментировать во время занятия, меняя положение языка во рту в момент произнесения ими слогов «ся» и «ась». Проанализируйте вместе, что получается в этом случае, какие звуки?

Автоматизация звука ш

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.

Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.

После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.

Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.

Слова на букву “ш” — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.

Звук ш в словосочетаниях.

Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

Стихи:

Чистоговорки:

Игры на закрепление звука

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

«Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.

 «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.

«Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Разновидности и механизмы нарушений

Неправильное произношение шипящей группы называется сигматизмом, а их замена другими звуками – парасигматизмом. В речи ребенка Ш может отсутствовать, при этом он не будет заменять его другими фонемами. Есть несколько видов сигматизма шипящих, отличающихся механизмом возникновения:

  • Межзубный – речь с таким искажением называют шепелявой. При данном сигматизме язык не принимает нужное положение «чашечки», а проходит между зубами. Причиной может быть короткая подъязычная уздечка; высокое и узкое небо.
  • Боковой – в речи вместо Ш получается звук, имеющий «хлюпающее» звучание. Во время произнесения один уголок губ поднимается выше другого; нижняя челюсть также смещена в одну из сторон; форма «чашечки» не получается потому, что спинка языка образует смычку с зубными альвеолами только с одной стороны. Причиной появления такого искажения может быть слабый тонус артикуляционных мышц и неправильный прикус.
  • Носовой – вместо Ш ребенок произносит Х с носовым оттенком. Язык занимает нижнее положение, а задняя часть поднята вверх. Именно из-за большого напряжения спинки языка и появляется данный сигматизм.

В зависимости от разновидности сигматизма шипящих логопед будет подбирать способ постановки звука.

Нарушение произношения

Чтобы подобрать правильную тактику обучения и понять, как поставить звук «Ч» необходимо знать какие виды нарушений у детей существуют. Фонема «Ч» складывается из 2 букв «Т» и «Ш». От освоения ребенком этих звуков зависит произношение «Ч».

Классификация дефектов:

  1. Межзубный. Язык находится между зубов, когда малыш пытается проговорить фонему. Звук становиться шепелявым и нечетким.
  2. Призубный. Язык напряжен и располагается за верхними резцами. Кончик органа касается альвеол. Боковыми сторонами упирается в коренные зубы. Такое положение языка может вызывать замену «Ч» на твердое или мягкое «Т». Воздушная струя толчкообразная.
  3. Губно-зубный. Язык приспущен к низу. Бока касаются коренных резцов, расположенных в верхней челюсти. Нижняя губа приподнимается, соприкасаясь с верхними резцами, находящимися по центру. Происходит замена «Ч» на «Ф» (чайник – Файник).
  4. Боковой. Воздушная струя при выдыхании проходит по одной из сторон языка. Орган может находиться у верхних или у нижних резцов. При этом имея наклон в одну из сторон. Звучание невнятное.
  5. Шипящий. Язык напрягается и выгибается. Кончик органа находится внизу. Он делает упор книзу ротовой полости. Воздушная струя проходит по всей области языка. Происходит замена «Ч» на мягкий «Ш» (чуб – Шюб).
  6. Свистящий. Речевой орган касается нижних центральных резцов. Серединка языка изогнута и образовывает желобок. Боковые стороны прилегают к задним верхним зубам. Губы в улыбающемся положении. Воздух на выдохе проходит посредине языка. Происходит замена «Ч» на твердую или мягкую «С» (чудо – Сюдо, чашка – Сашка).
  7. Носовой. Язык опускается вниз и слегка оттягивается назад. При этом спинка органа напрягается серединой касаясь неба. Воздушная струя выходит через нос. Звучание становится гнусавым (чудо – Хнюдо).

Обучение малыша правильному выговариванию

Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой. Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

Дополнительные советы, которые научат ребёнка говорить

Также используем дополнительные советы, которые не только произносить звуки, но и научат ребёнка говорить

Расширяем кругозор. Ребенок должен, как можно больше гулять в разных местах. Видеть разную обстановку, людей, зверей, природу. Так формируется запас знаний об окружающей среде. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Чем больше эмоций и опыта, тем раньше начнет лопотать малыш

Постоянно разговариваем с ребенком. Если с ребенком сидеть в тишине, он намного позже заговорит. Малыш должен всегда слышать разговорную речь. Общаемся с ребенком проговаривая все в слух, что видим, что делаем

Читаем книжки. Делаем это с выражением, с пояснительными комментариями Малыши любят слушать одни и те же сказки и стишки по несколько раз. Для детей это наиболее легких метод восприятия

Поем песни. Детишки очень любят петь. Поем наигрывая на инструменте или просто слушаем и поем, побуждая малыша поддержать вас. Это один из лучших вариантов, так детки очень любя музыку.

Обозначаем объекты внимания. Русский язык обширен
Для того чтобы ребенок для начала запомнил хотя бы несколько слов, почаще концентрируем внимание на каком то часто повторяющемся объекте. Поехал паровоз, идет мальчик, гуляет собака и т.п.
После этого обязательно интересуемся у малыша, как называется этот объект

Разговариваем грамотным, взрослым языком. Не сюсюкаемся и не говорим языком младенца. Слова «абака» вместо собака, и т.п. не повторяем, говорим правильно

Не делая на этом сильный акцент

Слушаем что говорит чадо! Важное условие для мамы и папы, умение внимательно слушать и слышать все что говорит малыш. При любом обращении к родителям, ребенок должен чувствовать уважение и внимание

Невнимание ребенок очень четко чувствует. Поэтому все общения прекращаем, если ребенок обращается с каким-то вопросом или просьбой. Даже если совершенно не понятно, что лопочет малыш. Важно само общение

Прививаем малышу способность слушать. Для развития речи ребенка в отношении интонации необходимо учить слушать. Это касается не только речи мамы и папы, но и ко всем посторонним звукам. В этот момент важно пояснять каждый звук

Взаимообратный разговор. Если не понятно, о чем говорит чадо, читаем различные знаки, которыми объясняется ребенок. Если малыш снимает штанишки и что-то лопочет на своем языке, возможно он хочет писать. Спрашиваем у него об этом. И делаем выводы по его дальнейшей реакции. Только избегаем слов » что ты там лопочешь, ничего не понимаю, отстань». Это может отбить желание взаимного диалога

Не торопим события. Желание быстрее услышать разговор малыша, существует у каждого родителя. Но не каждые мама и папа обладают терпением. Не стоит торопить кроху, не стоит и задерживать.  Многие мамы и папы от нетерпения произносят: «ну что же ты молчишь!», «что за ерунду ты говоришь, откуда ты нахватался этих фраз?». Ребенку станет обидно от этого. У него пропадет желание к процессу обучения разговорной речи.

Виды артикуляционных упражнений

Гимнастика для артикуляционного аппарата и развития речи бывает 2 видов:

  1. Статистическая. Направлен на удержание позиции речевого аппарата в течение 15 секунд. Например, упражнение «иголочка», «лопатка» и другие.
  2. Динамическая. Ритмичное выполнение движений ротовой полостью. Например, упражнение «часики».

Подробное выполнение показано в картинках

Сейчас разработано множество занятий для правильной артикуляции. Также для развития интереса у ребенка к подобным занятиям задействуют стихотворную форму выполнения и профили постановки звука. 

Профиль – это графическое изображение речевого аппарата во время правильного произношения звука. Он помогает ребенку понять, как нужно задействовать группу органов.

Например, профильное изображение звука Л: 

Подобные модели есть для каждого звука. Используются они в основном в логопедических целях для наглядного примера.

Вы правильно произносите звуки?

ДаНет

Как проверить произношение шипящих без логопеда

Чтобы научить ребенка произносить шипящие звуки, следует настроить правильную артикуляцию. Но предварительно требуется оценка речевого аппарата. Чтобы выявить пробелы, совсем необязательно посещать логопеда. Это можно сделать и в домашних условиях. Необходимо провести с ребенком беседу, в рамках которой осуществляется наблюдение за движениями губ и языка малыша. В норме при произношении звука «ш» наблюдается следующее:

  • кончик языка приподнимается к небу, образуя небольшую щель;
  • поток воздуха проходит через неактивные голосовые связки, вызывая соответствующий звук;
  • губы вытягиваются вперед, формируя трубочку;
  • боковые края языка касаются верхних зубов.

Постановка произношения

Выполнение артикуляционной гимнастики для правильного произношения звуков

Гимнастика, подготавливающая артикуляционный аппарат к верному проговариванию слов, включает разделённые на группы упражнения. Каждый комплекс ориентирован на корректирование артикуляции определённой группы звуков, основан на отработке правильных движений губ и языка.

Произнося шипящие, человек делает сложные движения речевыми органами:

  1. Наружный край языка прилегает к передней области твёрдого нёба так, что при объединении краешка органа и нёба формируется щель.
  2. Бока языка плотно примыкают к внутренним сторонам верхних моляров.
  3. Губы вытягиваются, образуют круглую форму.
  4. Нижняя челюсть немного опускается.
  5. Поток воздуха выходит вдоль середины рта.

Постановка шипящих звуков у детей включает следующие упражнения:

  • улыбку с обнажением зубных рядов;
  • трубкообразное вытягивание губ;
  • чередование улыбки и губ в форме «трубочки»;
  • улыбку с неспешным открыванием и закрыванием рта;
  • расширение и сжатие языка;
  • вытягивание языка вверх перед верхними зубами;
  • движения языком вверх-вниз;
  • попеременное отодвигание языка вглубь ротовой полости и выдвигание его к резцам.

Рекомендации родителям

Чтобы улучшить речевые способности малыша необходимо придерживаться таких правил:

  1. Благоприятная обстановка. Кроха на раннем этапе развития старается повторять за взрослыми. Родителям следует выстраивать свою речь правильно. Предложения с употреблением сложных для ребенка букв помогут быстрее адаптироваться и справиться с трудностями освоения.
  2. Комментирование. Чтобы малышу было проще получать новые навыки в общении взрослым нужно озвучивать все свои действия, объясняя зачем они так делают, а не иначе.
  3. Поэтапные действия. Постепенно внедрять в лексикон ребенка обобщенные понятия и находить вместе с ним связи между предметами и словами. Взрослым необходимо демонстрировать различные приспособления подробно объясняя для каких целей они нужны. После попросить малыша повторить услышанное.
  4. Игры. Большинство упражнений и заданий с детьми раннего возраста происходят посредством игровых процессов. Здесь можно использовать стихотворения, песни, танцевальные движения с озвучиванием действий и т.д.

Главное условие в развитии ребенка в целом – любящие и терпеливые родители. Постановка правильного произношения любого звука должна происходить постепенно без давления на кроху. Подход к устранению проблемы необходимо совершать комплексно с участием логопеда тут и окружения малыша.

Что делать, если ребенок не выговаривает «ж»?

При произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при звуке слабые. Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения.

Звук «ж» сложен по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают его сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Существует несколько вариантов неправильного произношения этого звука: или его вовсе упускают, или произносят нечетко, или заменяют другим (чаще всего «з»).

Нарушение звука «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто этот недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать «ж» правильно.

Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков. Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь. Отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребёнком смысл слов, отличающихся одним звуком.

Разминка для языка и губ

Чтобы лучше получалось выговаривать звук, можно использовать разминку для языка, которая состоит из следующих упражнений:

  1. Сначала округляем губы, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхать воздух с добавлением воздуха при произнесении шипящего звука.
  2. Широко распластать язык, загнуть его кончик и высовывать с приподнятыми боковыми краями.
  3. Лопатообразно высунутый язык поочередно поднимать к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губе.
  4. «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу, 5 раз открывать и закрывать рот.
  5. «Пирожок»: рот раскрыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края, досчитать до 15, а затем повторить.

Основные методы постановки звука «ж»

Постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. К методам, которые могут помочь поставить звук «ж», относят:

Первый метод – по подражанию, когда внимание ребенка фокусируется на движениях, положениях артикуляционного аппарата.

Второй метод – механический. Используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля.

Третий метод – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.. При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки

При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

Для тренировки буквы «ж» можно прибегнуть к таким упражнениям:

  1. Чистоговорка: «ЖА-ЖА-ЖА. Мы видела ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Есть иголки у ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Я нашел ежа. ЖИ-ЖИ-ЖИ. Живут в лесу ежи.»
  2. Ребенок должен научиться образовывать множественное число существительных – гараж-гаражи, нож-ножи, уж-ужи и т. д.
  3. «Жук жужжит» – ребенку нужно представить, как жужжат жуки, и изобразить этот звук. Положение губ должно быть правильным – округлены и немного выдвинуты вперед. Широкая часть языка поднимается к бугоркам за верхние зубы, а изо рта должна выходить теплая воздушная струя.

А как работают с детьми логопеды для постановки звука «ж», Вы можете посмотреть в данном видео:

Постановка звука /Ш/ по подражанию.

Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт.
Логопед предлагает подуть на язычок. Получается звук /Ш/. Если данный способ не
помогает, прибегаем к механической постановке звука /Ш/.

Постановка звука /Ш/ от звука /С/.

Ребенок несколько раз произносит слог «са», и во время его произнесения постепенно
(плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. Получается слог «са»
при верхнем положении языка. Просим ребенка прислушивается к тому, какой звук при
этом получается. По необходимости логопед с помощью зонда (шпателя) удерживает кончик
языка в верхнем положении и регулирует степень его подъема до появления нормально
звучащего слога «ша».

Исправление щечного произношения звука /Ш/.

Считаю, что это один из самых сложных дефектов, требующий длительной подготовки
языка (массаж во рту, физиолечение и комплекс упражнений). Только когда боковые
края языка перестанут провисать можно приступить к постановке звука /Ш/. Ребенку
предлагается выполнить «чашечку», одновременно поддерживая боковые края большим
и указательным пальцами. Далее предлагаем ребенку подуть на язычок, произнося звук
/Ш/.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector