23 веселые подвижные игры для детей 4-5 лет

Какие они?

Каждый год жизни для детей – определенная ступень. Это взрослые не меняются так стремительно, как они. Детство ведь — пора самого высокоинтенсивного развития человека. Ни в какие другие годы не приобретает он столь много, как будучи дошкольником.

За свои первые 5—6 лет ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается во вполне сложившегося человека. У него свои интересы и черты характера, индивидуальные взгляды на жизнь. Просто поражает эта быстрота успехов и проявление все новых способностей.

Вот исполнилось 5 лет ребенку. Он интенсивно растет – прямо на глазах. Необходима энергия такому мальчику или девочке

Поэтому качество питания – это важно

Меняется и поведение ребенка. У него складывается оценочное отношение к себе и другим людям. Он довольно часто интересуется тем, что хорошо и плохо, очень хочет жить по правилам. Тех, кто это нарушает, он осуждает. Родители для него – идеал, предмет для подражания в каждой мелочи. Так что старайтесь, чтобы позитивным был ваш пример.

Универсальные занятия для девочки и мальчика 5, 6, 7 лет

  1. Проводим химические опыты. Изучаем реакцию при смешивании соды и уксуса, добавлении пищевых красителей в воду, смешивание цветов.
  2. Проводим различные исследования, используя специальные наборы.
  3. Создаем своими руками поделки, мягкие игрушки.
  4. Собираем пазлы, 3D-пазлы.
  5. Лепим из пластилина, соленого теста и других материалов.
  6. Изучаем окружающую среду с помощью микроскопа.
  7. Рисуем. Сейчас очень модно рисовать картины по номерам. Продаются специальные наборы, в которых есть все необходимое для сознания картины: полотно с нанесенным рисунком, краски, кисти. Такие картины можно использовать для декора помещения.
  8. Используем гравюры.
  9. Делаем различные аппликации.
  10. Играем с наборами для фокусов.
  11. Роспись по дереву.
  12. Делаем поделки из гипса, глины.
  13. Делаем песочные картины.
  14. Изготавливаем фоторамки своими руками.
  15. Расписываем камни.
  16. Читаем книги.
  17. Играем в кукольный театр.
  18. Пускаем мыльные пузыри.
  19. Придумываем сказку.
  20. Путешествуем по страницам детской географической энциклопедии.
  21. Делаем массу для лепки своими руками.
  22. Делаем лизунов.
  23. Игра «Чтение мыслей». Взрослый загадывает слово, а ребенок – отгадывает его, задавая наводящие вопросы, на которые можно лишь дать ответ «да» или «нет».
  24. Игра «Рифмы». Игра заключается в подборе рифмы к слову.
  25. Игра «Ассоциации». Один игрок называет слово, а другой игрок — другие, которые у него ассоциируются с названым.
  26. Игра «Составь слово». Из длинного слова требуется составить как можно больше маленьких слов.
  27. Игра «Угадай, кто я?» — одному участнику прикрепляем на спину листок со словом, а он должен угадать его по наводящим вопросам. Либо другой вариант – игроку дают слово, которое он должен изобразить жестами и мимикой так, чтобы другие отгадали.
  28. Игра «Охота на цифры». Необходимо в выбранной комнате найти предметы, на которых изображены цифры и числа. Это могут быть книги, часы, этикетки продуктов и др.
  29. Игра в «Слова». Выберите тему. Объясните ребенку условия: ты называешь слово на выбранную тему, я – следующее, но оно обязательно должно начинаться с той буквы, на которую закончилось предыдущее.
  30. Покупаем альбом с раскрасками, головоломками и интересными задачками, даем ребенку задание отдохнуть и позаниматься.
  31. Делаем декор для дома своими руками.
  32. Если Вы хотите, чтобы просмотр мультфильмов был полезен, дайте задание ребенку написать или нарисовать продолжение сказочной истории.
  33. Если ребенок любит петь, танцевать или читать стихи, подайте ему идею подготовить для родителей или друзей мини-концерт.
  34. Устройте для него виртуальную экскурсию. С помощью Интернета Вы можете отправиться куда угодно.
  35. Поиграйте в шахматы, либо шашки.
  36. Поиграйте в настольные игры.

Окружающий мир

Малыш уже располагает информацией о своем имени, кто его родители и где он живет. Ориентируется во времени суток, днях недели, в сезонах года и понимает, что происходит в природе.

Малыш от 4 до 5 лет называет не только основные цвета, но и ключевые оттенки.

Основные навыки:

  • умеет рассказать о себе и родителях;
  • составляет короткий рассказ о своем городе и стране;
  • отвечает развернуто на простые вопросы.

Ребенок может отличить домашних животных от представителей дикой природы. Развивающие и познавательные ролевые детские игры в исследователей, ученых и докторов актуальны для детей от 4 до 5 лет.

Играем с магнитным лабиринтом

Ну и еще парочка интересных игрушек, которые сгодятся в возрасте от 2,5 лет

Во-первых, это магнитный лабиринт (Ozon, My-shop, KoroBoom). Не хочется повторять избитое «развивает мелкую моторику», но это так Ребенок учится проводить шарики по лабиринту с помощью магнитной палочки. При этом палочку нужно держать строго вертикально и плотно прижимать к поверхности лабиринта, а это непросто. Шарик будет отцепляться, а палочка не захочет поддаваться, так что малышу надо будет приложить все усилия.

Встречаются разные лабиринты. Некоторые построены так, что все шарики нужно привести в какое-то одно «финишное» место, в других – таких мест несколько, а некоторые вообще предполагают игру с соперником (например, футбол) и содержат сразу две палочки для игры.

Настольные игры

Одним из самых необходимых занятий для малышей этого возраста являются настольные игры. Многие все еще предназначены для детей постарше, но есть такие, которые будут понятны и интересны и для шестилетнего ребенка.

«Скрабл», «Алиас», «Активити» — словесные игры, в которые любят играть и взрослые

Можно найти адаптации для детей с более простыми заданиями.
«Цыплячьи бега» или «Сюрпризы» позволяют развить реакцию и память малыша.
«10 свинок» — карточная игра, которая станет для ребенка отличным пособием, позволяющим попрактиковаться в устном счете.
«Дженга» научит малыша внимательности, ведь тут необходимо очень осторожно перекладывать детали, вытаскивая их из башни, переставлять на верхний этаж. Ребенку придется быть крайне аккуратным.
«Домино» и всевозможные лото развивают мышление и наблюдательность

«Домино» учит счету.

Персонажи из папье-маше

Больших персонажей удобнее делать именно из папье-маше. Нужно подготовить туалетную бумагу или тонкую газету, порвать на средние кусочки и положить в глубокую миску. Затем в емкость добавьте клей ПВА и смешайте с бумагой. Пластиковую бутылку (0,5 л) облепите кусочками бумаги. Предварительно рабочую зону нужно застелить полиэтиленом или клеенкой. Пригодится и фартук.

Бутылка будет туловищем персонажа. Голову можно вылепить самостоятельно или найти какую-то основу: шарик, голову старой резиновой игрушки, плотно скомканную фольгу. После полного высыхания остается только раскрасить фигурку акриловыми красками или гуашью.

Угадываем картинки и текстуры на ощупь

Помните, в статье про игры на развитие моторики от 2 лет я упоминала игру «». Это занятие, как правило, всегда идет на «ура!», потому что в нем содержится элемент сюрприза, а дети это страсть как любят. Но стоит заметить, что помимо положительных эмоций игра стимулирует еще и сенсорные восприятие, ведь ребенок в процессе игры учится опознавать предметы на ощупь.

Если вы уже освоили тактильные игры из предыдущей статьи, я предлагаю вам попробовать более продвинутые варианты занятий на развитие сенсорных ощущений.

Вариант 1. Тактильные картинки

Тактильные картинки можно сделать самостоятельно с помощью бархатной цветной бумаги (она продается в любом канцелярском магазине). Для этого вырезаем из бархатной бумаги силуэты простых картинок и наклеиваем их на карточки из обычного цветного картона. Таким образом, наклеенная картинка будет отличаться от самой карточки по фактуре. Желательно также, чтобы и формы картинок заметно отличалась между собой. Я взяла идеи из простых раскрасок, скачанных в интернете.

Когда карточки будут готовы, дайте ребенку сначала ощупать каждую из них. А затем попросите его закрыть глаза и на ощупь угадать какую-нибудь из предложенных вами карточек. Повторите игру и с другими карточками.

Вариант 2. Сенсорное лото

Если раньше ребенку не доводилось играть с тактильным лото, то для начала просто рассмотрите и пощупайте все фишки, обсудите, какие из них мягкие, какие шершавые, колючие, гладкие и т.п. А уже после того, как изучите его хорошенько, предложите сыграть в «Волшебный мешочек», положив в него небольшое количество фишек. Задача ребенка – найти в мешочке на ощупь точно такую же фишку, какую вы ему показываете.

«Ходим» пальчиками по дорожкам

Среди всего многообразия пальчиковых игр одним из самых полезных упражнений в этом возрасте считается «хождение» пальчиками. Вы же помните, как мы в детстве играли в человечков, которым вместо ног служили указательный и средний пальцы? Пришло время научить этой забаве своих детей

Ходить пальчиками можно по нарисованным на бумаге дорожкам или по тактильным, сделанным из фактурных материалов (в этом случае мы еще и активизируем сенсорные ощущения малыша). Чтобы ребенку было интереснее, в начале и в конце дорожки можно изобразить разных персонажей и придумать какое-то интересное задание, например, «Помоги мышке добраться до сыра».

Сделать сенсорные дорожки можно с помощью клеевого пистолета и материалов разной фактуры. Для этого отлично подойдут крупы разных видов, фасоль, макароны, коктейльные трубочки, губка для мытья посуды, мягкие помпоны.

Вот какие упражнения можно выполнять на дорожках:

  • Проводим пальчиком по дорожке (сначала указательным, потом можно экспериментировать и с другими),
  • «Прыгаем» по дорожкам указательным и средним пальчиками, сложив их вместе,
  • «Шагаем» по дорожкам указательным и средним пальчиками,
  • А еще можно поиграть пальчиками в футбол, сделав «мячик» из скомканной салфетки (это уже просто на столе )

Подробнее про самодельные сенсорные тропинки смотрите на нашем видео.

Среди готовых решений для «пальчикового хождения» хочу выделить пособие «Пальчиковые шаги», здесь предусмотрены еще и упражнения для одновременного выполнения двумя руками.

Эмоциональное развитие

В возрасте пяти лет малыш еще не способен отличать плохое и хорошее поведение. Как у Маяковского в книжке «Что такое хорошо и что такое плохо».

Не понимая многих вещей, замкнутый ребенок иногда боится сам обратиться с вопросом. Нужно, прежде всего, научить доверять вам.

Это достигается спокойным и последовательным поведением и искренней заинтересованностью делами и мыслями ребенка.

Когда что-то непонятно, пятилетний малыш идет к маме или папе и спрашивает.

Если отмахнуться от вопроса, он обидится. Вторым шагом в воспитании после доверия должна стать открытость.

Пытаться навязать малышу общепринятую мораль, не придерживаясь ее, бесполезно. Поэтому даже если вопрос неприятный, на него нужно отвечать честно.

Замечательно, если после разговора с вами кроха уйдет радостным и решит для себя, что будет поступать только хорошо и не будет плохо.

Нужно научить малыша быть оптимистом

На самом деле это очень важно. Все наши болезни связаны с переживаниями и страхами, все неудачи и разочарования – следствие неправильно восприятия действительности

Попробуйте игру, в которую можно играть каждый вечер. Вспомнить все самые хорошие события дня, за которые можно поблагодарить Бога, и наклеить улыбающиеся личики в детский дневник.

Эмоционально устойчивому малышу будет легче преодолевать этапы развития на пути к взрослой жизни.

Игры с ребенком от 4 до 6 лет

В возрасте 4 года, 5-6 лет особое значение имеет сюжетно-ролевая игра, причем дети начинают самостоятельно придумывать сюжет, меняться ролями, импровизировать. Им нравятся также подвижные и дидактические игры.

Для ролевой игры можно предложить детям различные ситуации : «Показ мод», «Салон красоты», «Посещение врача», «Посещение ветлечебницы», «Аптека», «Магазин» и т.д. Такая игра понравится и девочкам, и мальчикам. Желательно, чтобы участников было побольше.

Активные игры, которые помогут разнообразить досуг:

  • прятки;
  • жмурки;
  • твистер;
  • домашний боулинг;
  • «Море волнуется раз…»;
  • «Съедобное-несъедобное»;
  • «Холодно-горячо».

Не менее захватывающее занятие – сооружение домиков из подручных средств. Для этого подойдут подушки, покрывала, пуфики. Домик легко соорудить и под столом, свесив с него покрывало до пола. Из одного домика в другой можно ходить в гости. А если домик переоборудовать в крепость, то можно вести военные действия против неприятеля.

Для этого возраста можно подобрать много увлекательных настольных игр:

  • игры-бродилки;
  • конструкторы;
  • домино;
  • мозаика;
  • пазлы;
  • лото;
  • кубики.

Есть много занятий, способствующих развитию мелкой моторики и при этом интересных для ребенка. Это пальчиковые игры, изготовление аппликаций, оригами. Особо стоит выделить лепку и рисование.

Рисование

У детей возраста 4-6 лет уже хорошо развито воображение. Рисование помогает им реализовать свою фантазию и переживания, успокаивает и умиротворяет. Ребенок получает возможность развить свой вкус, познакомиться с цветами и их взаимодействием. Неподдельный интерес у детей вызывает тестирование различных материалов для творчества: акварели, фломастеров, карандашей, мелков, пальчиковых красок.

Самые первые рисунки – дерево, домик, солнце. Потом приходит желание нарисовать родителей и себя

Ребенку важно, чтобы родители интересовались рисунками, расспрашивали, что происходит на них

Разукрашивать готовые изображения

Раскрашивать лучше начинать вместе с ребенком дома. Когда он увлечется, его можно оставить наедине с раскраской. Это простое занятие приносит ощутимую пользу. Дети учатся правильно держать карандаш, сочетать цвета, раскрашивать аккуратно, не выходя за границы. Заполняя раскраску, ребенок привыкает доводить дело до конца.

Лепка пластилином

Лепка, как и рисование, развивает наблюдательность, творческие способности, усидчивость. Кроме того, при лепке требуются некоторые физические усилия, что способствует развитию мышечного аппарата. Главный инструмент при этом – руки. Занимаясь лепкой, ребенок учится лучше управлять собственными руками. Недочеты при лепке можно легко устранить, также можно дать материалу вторую жизнь. Еще один доступный дошкольникам вид изобразительного искусства – пластилинография, создание лепных картин на горизонтальной поверхности.

Пусть играют побольше

Ребенок – это не взрослый. Он осваивает мир через игру. Все правила жизни, ее законы и нормы – только в игровой форме, а не через лекции или нотации. Учить поэтому его той же азбуке, чтению, арифметике надо только таким путем.

В это время детишки начинают задавать довольно сложные вопросы, что некоторых взрослых нервирует. И напрасно. Отмахиваться от сына или дочки нельзя! Например, как вы ответите на такое: «Почему листики – зеленые, а небо – нет, оно голубое?» Мамы и папы, как бы сильно ни были заняты по вечерам, на все это должны отвечать правдиво и понятно. И здесь развивающие игры для детей 4 — 5 лет – очень хорошие помощники, просто незаменимые. Конкурентов им пока нет.

Мелкая моторика

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет уже сам составляет композиции из нескольких предметов, как на картинке. Собрать поделку по образцу — выполнимая задача для пятилетнего малыша.

Основные навыки:

  • собирает мозаику или пазл;
  • завязывает узелки;
  • лепит из пластилина и других материалов;
  • раскрашивает картинки в пределах контура.

Пальчиковый театр – необыкновенная познавательная и развивающая детская игра как раз для детей от 4 до 5 лет. Он развивает фантазию, речь, интеллект и мелкую моторику одновременно.

Любые сценки, сказки и рассказы могут пойти в основу детской театральной постановки.

Подвижные игры

Подвижные игры нужны ребенку как воздух. Нужно куда-то выплескивать накопившуюся энергию. Хорошо, если имеется просторная детская комната, еще лучше, если родители установили в такой комнате простейшие спортивные снаряды в виде гимнастической стенки, каната или лесенки. В таком случае ребенок сам найдет для себя подвижное занятие.

Подвижные игры

Если места маловато спасти ситуацию могут мячи для прыжков. А манежи-батуты станут просто стать палочкой-выручалочкой родителей. В таком манеже дети могут вволю напрыгаться и даже посоревноваться «кто выше прыгнет».

Конечно, такой манеж должен быть устойчивым и хорошо закрепленным на полу. К играм совмещенным с движением можно отнести выполнение физических упражнений и танцев под музыку.

Подвижные игры с родителями

Можно даже провести внутри семейное соревнование по спортивным танцам. Кто лучше спляшет? Мама, папа, дедушка с бабушкой или малыш? Наградой победителю может быть шоколадная медаль, игрушка или конфеты.

Наградой для родителей после таких занятий в итоге будет умеющий хорошо читать, считать, логически мыслить, не бояться публичных выступлений ребенок. Поэтому погружаясь в каждодневные заботы — выделяйте время для игры с детьми. Не отмахивайтесь от просьб «Мама ну почитай!» или «Мама поиграй со мной!». Ведь на свете нет ничего важнее детей.

Развитие мелкой моторики рук у ребенка двух лет

Такая разная бумага.

Для игры потребуется:

  • Альбомный лист.
  • Тетрадный лист.
  • Лист цветной бумаги.
  • Салфетка.

К поочередно сминайте листы бумаги подключите к этому занятию ребёнка. Комментируйте: «Вот бумажная салфетка. Смотри как она легко мнется, потому, что она сделана из очень тонкой и мягкой бумаги.

Теперь давай попробуем снять тетрадный листок. Смотри его снять труднее он плотный». Из мятых листов можно скатать шарики и поиграть с ними в снежки. В игре ребенок знакомится со свойствами материалов, развивает мелкую моторику рук.

Ухватить пинцетом.

Для игры потребуется:

  • Пинцет.
  • Шарики из бумаги.
  • Ватные шарики.
  • Кусочки поролона.
  • Крупные бусины.

К научите ребенка пользоваться пинцетом. Покажите, как можно брать ватные шарики, мелкие кусочки поролона, бусины.

Усложняйте игру, заменяя мягкие предметы твердыми пуговицами, винтиками, крупой фасолью и так далее. Можно использовать бумагу, порванную на мелкие части.

Предложите малышу отсортировать предметы двух видов вата и фасоль. В дальнейшем игру можно усложнять, мягкие и твердые предметы, лёгкие и тяжёлые круглые и квадратные и так далее.

Игра способствует развитию мелкой моторики рук.

Сортируем макароны.

Для игры потребуется:

Макаронные изделия разного вида ракушки, пёрышки, вермишель, рожки.

Покажите ребёнку какие бывают макароны: «Это ракушка, я это-спираль, это бантик, это вермишель». Смешайте их, попросите ребенка разобрать макароны: ракушки к ракушке бантики к бантику и так далее.

Помогите ребенку справиться с этой трудной задачей. Игра способствует развитию мелкой моторики рук навыку классифицирования.

Попробуй расстегни.

Для игры потребуется: взрослая одежда, которая застегивается на пуговицы, на молнию, на липучки. Покажите ребенку, как надо застегивать расстёгивать пуговицы. Как работает молния, как расстёгивать одежду на липучках.

После того, как малыш научится это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами, затем просите кроху застёгивать и расстёгивать пуговицы на собственной одежде. Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности.

Опять мимо!

Для игры потребуется:

  • Крупа, например, гречка или рис.
  • Две ёмкости с широким отверстием и с узким отверстием.
  • Пластиковая бутылка с крышкой.

После того, как ребёнок научился пересыпать крупу в посуды широким горлышком, усложнить задачу, предоставив пользование ребёнка ёмкость с зауженным верхом. Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки.

С закрученными крышками они превращаются в погремушки

Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: » Эта баночка заполнена на половину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места». Игра способствует развитию мелкой моторики и координации движений

Узоры из пуговиц.

В эту игру можно играть со всеми членами семьи.

Вам потребуется:

20 штук разных пуговиц на ножке, без ножки, разных цветов, размеров, форматов.

К выложите с ребёнком дорожку из крупных пуговиц. Во время игры называть их цвет и форму каждой пуговицы. Скоро ребенок запомнит, что все пуговицы круглые научиться классифицировать предметы по одному признаку.

В дальнейшем в игре будут задействованы пуговицы разных размеров, не забывайте сравнивать их: «Теперь мы берём пуговицу поменьше, посмотри, как она отличается от большой, ну а теперь положим самую маленькую пуговку».

Из пуговиц можно выкладывать узоры, цветочки, домики одним словом всё то, что подскажет ваша фантазия спрашивать ребёнка о том, чтобы он хотел выложить из пуговиц какими пуговицами он будет играть сегодня, а с какими завтра. Игра способствует развитию мелкой моторики и творческие способности ребенка.

Играть с ребенком всегда очень полезно. Найдите в повседневном графике час полтора на эти занятия. Психологами доказано, что с ребенком нужно активно проводить вместе время за игрой минимум 15 минут каждый день. В результате ребенок будет чувствовать себя нужным и значимым. Его эмоциональное состояние стояние будет стабильным и уравновешенным.

Примеры игр

Простые навыки малыша постепенно совершенствуются и усложняются во время игры.

К игре можно привлекать сразу нескольких малышей. Если у малыша нет братика или сестрички, то можно пригласить соседских детей. Выполняя любое задание, дети будут также развивать коммуникативные навыки. К тому же играть в настольные игры гораздо веселее, когда много участников, а не только мама и малыш.

  1. Благоприятное воздействие на развитие ребенка оказывают ролевые игры в ученых, исследователей и докторов.
  2. Пальчиковый театр. Первоначально оформителем спектакля может быть взрослый человек, который покажет пример ребенку, как можно своими силами создать сказку. Карапузу обязательно понравится такая игра, которая позволит воплотить в реальность все, что родилось в его голове. Также подобные занятия благоприятно воздействуют на развитие речи, мелкой моторики и интеллекта.
  3. Отличное занятие — это сочинительство. Придумывать сказки можно даже, отправившись на прогулку, ведь в окружающем мире можно найти множество объектов, которые станут персонажами или окружением истории ребенка.
  4. Съедобное-несъедобное. В эту игру можно играть с помощью мяча. Малыш садится на кровать, а мама аккуратно кидает ему мячик, называя съедобный или несъедобный объект. Ребенок должен ловить то, что можно скушать, а то, что нельзя — откидывать.
  5. Развитию творческих способностей малыша способствует лепка, аппликации. Данные занятия влияют не только на развитие фантазии ребенка, его творческих навыков, но также и на мелкую моторику.
  6. Давайте ребенку карточки, на которых нужно найти различия.
  7. Игры на запоминание. Можно показывать картинку, на которой изображено множество объектов, просить ребенка запомнить увиденное, прятать. А потом спрашивать, например, «Кто находился в верхнем правом углу?» или «Какого цвета был свитер на мишутке?».

Если карапуз успешно справляется с заданием, которое вы ему предложили, обязательно похвалите ребенка. Он должен осознавать, что любой успех заслуживает вознаграждение. Малышу также будет приятно, что родители им довольны.

Делаем песочные дорожки и песочные картины

Когда я первый раз предложила дочери сделать песочную дорожку (вернее у нас это были дорожки из манки ), я даже не ожидала, что она так заинтересуется. А она с удовольствием подхватила идею и принялась увлечено насыпать дорожки между бегемотом и слоном, между зайцем и его домиком… В общем, ее было не остановить

Задача ребенка в этой игре – помочь зверушкам добраться до какой-то цели, сделав им настоящую насыпную дорожку. Границы дорожки вам нужно будет заранее нарисовать или выложить из счетных палочек / спичек. Ну а ребенок уже будет заполнять все дорожки «песочком», предварительно намазав их клеем (клей – по вашему желанию, можно и без него). На роль песочка лучше всего подходит манка. Или, если у вас есть цветной песок, можно использовать его.

Развивающие игры для детей 6-7 лет

Развивающие игры для детей 6-7 лет нравятся ребятам.

Игра 22. Цепочка из словЦель игры — составить самое длинное предложение. Побеждает тот, кто скажет последнее слово, подходящее по смыслу. Например: «солнце», «жаркое солнце», «большое жаркое солнце», «большое жаркое летнее солнце», «светит большое жаркое летнее солнце», «на небе светит большое жаркое летнее солнце» и т. д. Можно описывать предметы по тому же принципу. Например: дерево — высокое, большое, зеленое, красивое и т. д.

• Игра расширяет словарный запас.

***Игра 23. Спаси куклуОбыграйте ситуацию: ребенок катит машинки по дороге, у вас в руках кукла, которая выбегает на проезжую часть неожиданно для водителя. Что угрожает кукле? Водителям? Как исправить положение? Проводите куклу до обозначенного перехода. Попросите ребенка объяснить ей правила дорожного движения.

***

Игра 24. Космическое путешествиеВырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами. Мягко направляйте действия ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т.п.

Пусть ребенок проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

***Игра 25. Закончи предложениеНужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.

Теленок больше похож на. (корову, лошадь, козу).

Заяц больше похож на. (кролика, кошку, собаку). Весной перелетные птицы. (улетают, прилетают). Дети обычно бывают. (ниже родителей, выше родителей).

У дерева всегда есть. (тень, ствол).

Больше народа живет. (в деревне, поселке, городе).

Обед не может быть без. (одежды, автомобиля, пищи, часов).

***Игра 26

Логические задачиЦель: развивать внимание, логическое мышление

Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)

2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух — не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок — красный.)

3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)

5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

***Игра 27

Наседка и цыплятаЦели: закреплять навыки счета; развивать слуховое внимание

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением цыплят разного количества.

Описание: па карточках изображено различное количество цыплят. Распределяют роли: дети — «цыплята», один ребенок — «наседка». «Наседку» выбирают с помощью считалки:

Говорят, на заре

Собирались на горе

Голубь, гусь и галка…

Вот и вся считалка.

Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней. Педагог обращается к детям:

Цыплята есть хотят.

Мы накормить должны цыплят.

«Наседка» начинает свои игровые действия: стучит по столу несколько раз — созывает «цыплят» к зернышкам. Если «наседка» постучала 3 раза, ребенок, у которого находится карточка с изображением трех цыплят, пищит 3 раза (пи-пи-пи) — его цыплята накормлены.

***Игра 28. Клочки по закоулочкамСправиться с немотивированной агрессией и другими последствиями нервного перенапряжения ребенку поможет обычная бумага. Предложите малышу разорвать альбомный лист на мелкие кусочки, затем еще один. Теперь дайте крохе лист картона. Вполне возможно, что, справившись с этим заданием, ребенок, сам того не заметив, успокоится. Самое время предложить малышу поиграть в уборочную машину и собрать результаты его деятельности в пакет или в ведерко. Можно устроить соревнование, разделив замусоренную площадь на участки, победителем объявляется тот, кто чище и быстрее убрал свою территорию.

***

Смотрите все развивающие игры для детей 6-7 лет.

Настольные игры

Настольные игры очень полезное занятие. И не только тем, что поможет скрасить досуг в непогоду. Игры с кубиками, пазлами, фигурками и карточками, в которые играют за столом, очень эффективно способствуют совершенствованию у малыша:

  • математических навыков – придётся вести подсчёт ходов;
  • пространственного мышления, особенно если речь идёт о кубиках, пазлах или играх, где требуется собрать картинку из разрозненных кусочков;
  • социального взаимодействия – в настольные игры играют компанией;
  • речи – да, договариваться о правилах игры, общаться придётся, а некоторые игры нацелены именно на развитие речи (например, «Эрудит»). К тому же управляться с карточками не всегда просто, это развивает мелкую моторику;
  • волевой функции (концентрации внимания, воли, мотивации) – прежде всего потому, что настольные игры по правилам требуют определённой регуляции от ребёнка, а ещё потому, что увлекательная игра «затягивает», и способность концентрироваться на задаче у малыша повышается;
  • разных типов мышления – стратегического, творческого. Продумывание хода игры наперёд – это стратегия. А умение видеть в фигурках и карточках реальные ситуации требует недюжинной фантазии.

В зависимости от тематики игры ребёнок знакомится с разными ситуациями, которые могут встретиться ему в жизни, богатым животным и растительным миром, историей, литературными произведениями, народным творчеством.

Какие настольные игры бывают? Ходилки – большая карта, кубики и фишки, лото с карточками, пазлы и мозаики. К настольным относятся и всевозможные конструкторы, и дидактические карточные игры на развитие внимания, памяти и мышления. Самые сложные «настолки», в которых без помощи взрослого не обойтись, – стратегии, это игры с правилами, в которых многое зависит от решения самого игрока (пример такой игры – «Монополия»).

  • Сделай и поиграй. Выберите вместе с ребёнком литературное произведение, например сказку, и предложите малышу создать игру на её основе. На листе ватмана расчертите и вместе нарисуйте путь героя по шагам, вместе выбирая ему весёлые приключения в зависимости от сюжета. Помните, что в процессе игры можно ходить вперёд, а можно и назад (в случае если на пути возникли препятствия). Используйте разные техники для создания карты, не только рисование, но и аппликацию, часть карты можно создать в виде пластилиновой картины. Уже само создание подобной игры – занимательный процесс совместного творчества.
  • Ещё проще создать пазл. Для этого любую привлекательную картинку нужно наклеить на картон, а затем произвольно расчертить и разрезать на кусочки. Собирать такой самодельный пазл ребёнку очень понравится!

ТОП 10 развивающих игрушек для детей от 4 до 5 лет

 С помощью правильно выбранного развивающего занятия и игрушки вы не только увлечете маленького непоседу, но и постепенно подготовите его к школе.

Детям от 4 до 5 лет придутся по душе следующие познавательные и развивающие игры:

  1. Карточки с изображением животных, растений, цифр, букв русского или английского алфавита.
  2. Пазлы различного уровня сложности.
  3. Наборы для творчества и рукоделия. 
  4. Наборы для ролевых игр в доктора, пожарного, полицию, спасателей и различных сказочных персонажей.
  5. Конструктор с пластиковыми или железными деталями.
  6. Настольные игры, такие как домино, лото, монополия.
  7. Кубики из различных материалов.
  8. Танцевальный коврик.
  9. Мольберт для рисования мелом, маркерами и красками.
  10. Мягкие игрушки в виде животных.

При выборе развивающих игр для ребенка от 4 до 5 лет необходимо учитывать не только усредненные возрастные показатели, но и личные предпочтения вашего малыша.

«Я все понял»

Что касается психологической составляющей, то в 5 лет ребенку много уже понятно. Он внимает вашим объяснениям и на все просьбы взрослых адекватно реагирует. Он может сам себя занять, если родители пока не в состоянии с ним быть.

Психологи говорят: личность на 90 % сформировывается от 5 до 7 лет. И за эти два в общем-то коротких года мамы и папы могут в свое чадо «вложить» те самые качества, которые они считают необходимыми, воспитать именно те привычки, без которых, по их мнению, не обойтись.

Все это нетрудно. Детишки в эти годы легко копируют тех, кого и любят, и уважают, и ценят. Их поведение – самое что ни на есть хорошее, верное, единственно возможное. Так что контролируйте свои поступки и слова. Ведь если вы будете говорить одно, а поступать совсем по-другому, то ничего хорошего от своего дитяти не ждите!

Память

  • Упражнение «Числовой ряд». Называйте ребёнку подряд 3–5–7 различных чисел и просите повторить. Постепенно усложняйте задание, используя не только числа из первой десятки, но и двузначные, даже трёхзначные.
  • Упражнение «Видеоряд». Карточки с изображением различных предметов показывайте на 10–15 секунд, а затем закройте их и попросите перечислить все предметы, которые ребёнок запомнил. Постепенно увеличивайте ряд: начинайте с 4–5 карточек и доведите их количество до 8–10 (можно больше).
  • Заучивание и рассказывание с выражением стихов – это отличная тренировка памяти и возможность развить артистический талант.
  • Пение песенок – это замечательное занятие, развивающее память, музыкальный слух и умение воспроизводить услышанное.

Лепка из полимерной глины

Чем занять детей дома? В семь лет младшие школьники любят мастерить что-то своими руками и делать поделки. Лепка из полимерной глины и других материалов развивает мелкую моторику, фантазию и воображение. Полимерную глину можно сделать в домашних условиях. Для этого понадобятся:

  • глицерин;
  • вазелин;
  • крахмал;
  • клей ПВА;
  • детское масло;
  • парафин;
  • лимонная кислота.

В глубокую емкость нужно положить две столовые ложки крахмала, столько же жидкого клея ПВА, одну чайную ложку глицерина, половину чайной ложки вазелина и четверть чайной ложки детского масла. Все ингредиенты хорошо перемешайте, чтобы не осталось комочков. На мелкой терке нужно натереть парафин, чтобы получилась половина чайной ложки. Добавить столько же лимонной кислоты.

Смесь поставьте в микроволновую печь на пять секунд, затем перемешайте и оставьте на полной мощности еще на шесть-семь секунд. Это действие нужно повторить еще раз. Всю массу затем выложите на пластмассовую доску и хорошо вымешайте. Сначала лучше делать это шпателем, потому что глина не сразу примет подходящую консистенцию. Хранить материал нужно в пищевой пленке или в закрытом контейнере в холодильнике.

Из полимерной глины можно сделать героев любимых мультиков или детских фильмов. После термической обработки они станут памятными сувенирами. Можно изготовить мелкие подарки друзьям и родственникам, новогодние игрушки, украшения (понадобится дополнительно купить застежки для бус, браслетов или сережек). Такие игрушки, сделанные своими руками, выглядят очень красиво и ярко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector