Система марии монтессори и её вклад в педагогику

Отношение к сензитивным периодам

Учение о сензитивных периодах появилось около 1870 года, примерно в год рождения Марии Монтессори. В отличие от «вальдорфцев», которые не ведают о последних, Монтессори принимает, что у ребенка есть весьма ограниченное время для развития чувств и их совершенствования. Это сензитивный период сенсорного развития и утончения органов чувств. Здесь мы видим по сути вновь противоречие подходов к чувственному воспитанию Монтессори и Вальдорфа. И вряд ли может быть иначе, ведь система МИР, антропология и антропософия исходят из совершенно разных оснований.

В системе МИР пересмотрены все сензитивные периоды, о которых было известно во времена М. Монтессори.

Роль педагога в обучающем процессе

Многие ошибочно считают, что Монтессори педагог – это ненужное звено в учебном процессе, предложенном системой, а его функции сводятся к контролю безопасности детей. На самом деле, от воспитателя многое зависит, поэтому в его качестве не может выступать любой взрослый, нужно специальное образование. Монтессори педагог показывает детям, как пользоваться пособиями и материалами, объясняет суть упражнений. Он подает пример своими действиями в течение всего дня, читая, рукодельничая, готовя еду, делая уборку. Если воспитатель будет просто сидеть, малыши через какое-то время тоже перестанут работать.

Взрослый должен научиться «читать» интересы детей. Если он замечает, что у малыша проснулся интерес к счету, он должен ненавязчиво создать вокруг него математическую среду, научить использовать нужные материалы. В обязанности воспитателя входит направление энергии детей в нужное русло, а не выполнение за них каких-то действий. Взрослому человеку часто сложно сдержаться, видя, что ребенок с чем-то не справляется. Ему проще самостоятельно закончить работу, а не организовать процесс так, чтобы малыш сам все доделал.

Сенситивные периоды и их характеристики

Система Монтессори представляет собой полноценный и продуманный подход к работе с детьми

Особое внимание в ней уделяется тому факту, что каждый ребенок по мере взросления проходит через определенные этапы – сенситивные периоды. Это те промежутки времени, в которые дети легко и естественно познают определенные вещи и принимают конкретные знания

Сенситивные навыки согласно системе Монтессори:

  • от 0 до 3 лет – восприятие порядка – именно этот период считается оптимальным для приучения ребенка к поддержанию чистоты. Работа не сводится к уборке игрушек после себя, она включает устранение любых проявлений деятельности малыша. Он может вытирать пролитые на стол напитки, подметать песок с обуви, принимать участие в общей уборке и даже мыть посуду;
  • от 1 до 4 лет – развитие движений и действий – оптимальное время для детской активности в разных формах. Занимаясь на детских площадках, катаясь на горках, лазая по лестницам малыши улучшают свою координацию, укрепляют мышцы, обеспечивая им равномерную нагрузку;
  • от 0 до 5,5 лет – сенсорное развитие – в это время дети активно познают окружающий мир, впитывая его запахи, различая звуки, испытывая тактильные ощущения. Это способствует формированию восприятия, представлений ребенка о цветах, размерах, формах, соотношении объектов. Чем больше опыта получит малыш, тем большим объемом знаний он будет обладать;
  • от 1,5 до 5,5 лет – восприятие мелких предметов – период, оптимальный для работы над мелкой моторикой детей. Для этого идеально подойдут даже самые обычные предметы, которые всегда под рукой: пуговицы, шнурки, крупы, бобовые, камешки, ракушки, каштаны, желуди;
  • от 0 до 6 лет – речевое развитие – Мария Монтессори утверждала, что нет причин паниковать, если дети не говорят в год, два или три. Речь может формироваться вплоть до шести лет. Главное, чтобы жизнь ребенка была полноценной и активной, полной красивых карточек, книжек, доступных предметов. Важную роль имеет присутствие взрослого, который во всем выступает для малыша примером;
  • от 2,5 до 6 лет – развитие социальных навыков – нет смысла напоминать ребенку о необходимости поздороваться, сказать «спасибо» или «пожалуйста», быть вежливым. Достаточно показывать ему правила поведения в обществе своим примером.

Одно из базисных понятий Монтессори – свобода выбора, которая трактуется как созидательное начало, порождающее индивидуальность.

Мария Монтессори считала, что попытки обучить ребенка какому-либо навыку в возрасте, не соответствующем сенситивному периоду, станут причиной серьезных проблем. Малыш либо будет испытывать трудности, либо вообще не проявит к информации интереса. В любом случае, это приведет к низкой степени выработки навыка, плохому закреплению знаний.

Специфика развития по системе Монтессори

Главная особенность подхода в том, что обучение детей по системе Монтессори позволяет малышам жить в реальном мире, а не играть в него. Они используют в быту обычные предметы, а не их игрушечные аналоги, с раннего возраста сталкиваются с необходимостью выполнения «взрослых» задач (уборка, готовка, ремонт и т.д.). Дети в такой обстановке быстро привыкают к тому, что они должны сами отвечать за свои действия и исправлять собственные ошибки.

Сенсорное

Этому моменту в системе Монтессори отводится повышенное внимание. Работа с особыми сенсорными материалами стимулирует мозговую активность, закладывая основы развития математических способностей

В результате занятий дети начинают мыслить более точно и логично, благодаря чему происходит безболезненный переход к математическим терминам. Работа основывается на обеспечении малышу доступа к максимальному количеству разных материалов. Перебирая объекты с отличающимися свойствами и характеристиками, дети развивают зрение, слух, обоняние, вкус, восприятие формы, веса и текстуры. Дополнительно стимулируется мускульная память.

Математическое

Система образования Монтессори не требует целенаправленного изучения математических действий. Все происходит естественно за счет среды, которая специально пропитана математикой. Отведенная для этой области зона пособий и материалов содержит объекты, благодаря которым дети осваивают принципы сложения, вычитания, деления, умножения, порядкового счета. В одних случаях он обращается к воспитателям, в других действует интуитивно, чего в комплексе оказывается достаточно.

Языковое

Каждый день, пребывая в среде, оформленной по системе Монтессори, дети расширяют свой словарный запас, учат буквы, правильное написание и чтение слов. Они не просто занимаются с кубиками или листают азбуку, а рисуют символы на манке или другой крупе, лепят буквы самостоятельно, используют разные варианты подвижного алфавита. Одновременное стимулирование нескольких зон головного мозга при изучении языка способствует развитию письма, речи, подталкивает рост уровня интеллекта.

Космическое

Эта область воспитания предназначена для формирования у ребенка целостного восприятия мира. Монтессори педагог, заручившись специальными материалами, самыми простыми словами объясняет детям сложные вещи. Малыши естественным путем знакомятся с природными процессами, изучают географию, историю, животный и растительный мир, даже строение человека. Информация подается так, чтобы воспитанники сразу начали воспринимать себя не в качестве стороннего наблюдателя, а неотъемлемой частицы космоса.

Методика Монтессори поощряет свободное воспитание ребенка и позволяет проводить раннее обучение даже самых маленьких крох возрастом до года.

Уникальность системы Монтессори

Уникальность методики состоит в том, что для учеников создают комфортную среду, в которой они чувствовали бы себя главными. Мария Монтессори утверждала, что родитель и взрослый во время воспитания должен занять позицию внимательного и понимающего человека, а не стремиться к тому, чтобы стать воспитателем, постоянно корректирующим действия.

Ни в одной другой методике ученикам не отводится главенствующая роль, а всем процессом обучения управляют взрослые. Вывод Марии был основан на утверждении, согласно которому полноценное саморазвитие является следствием свободы действий. Также она считала, что ребенка не нужно исправлять каждый раз, когда он ошибается. Это необходимо, чтобы он мог самостоятельно понять, что он делает не так. Помощь оказывается только в том случае, когда воспитанники сами просят об этом.

Важно! Если в традиционной педагогике воспитатель дает уже готовые знания, то при обучении по методике Монтессори воспитанники сами добывают знания, так как находятся в развивающей среде. Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт

Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент

Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт. Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент.

Существует всего 3 общеизвестных системы воспитания, похожие на методику Монтессори. Они направлены на развитие самостоятельности детей и подразумевают индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Как организовать зону творчества дома

Занятия творчеством по Монтессори достаточно сильно отличаются от традиционных. Вот несколько принципов, которых мы рекомендуем придерживаться при организации пространства и наборов для творчества.

Размещайте материалы для творчества в свободном доступе ребёнка. Расставляйте их аккуратно и удобно для малыша. Каждому набору нужно отвести его место, расположить на отдельном подносе или в корзинке, карандаши поставить в стаканчики.

На подносе должно быть всё необходимое, чтобы выполнить процесс от начала и до конца

Если вы не решаетесь дать ребёнку краски или клей, то храните их вне доступа — например, на верхних полках. Чтобы ребёнок сам мог выбрать активность и попросить вас. Но постепенно двигайтесь к максимальной автономии.

Выбирайте по возможности натуральные и качественные материалы для творчества. Отдавайте предпочтение солёному тесту, глине, природным материалам. Лучше купить несколько дорогих карандашей, чем много дешёвых, которые будут ломаться и давать блёклый цвет.

Выбирайте такие материалы, чтобы вам было спокойно, если ребёнок их лизнёт. Поощрять поедание краски горстями не нужно, а чуток попробовать — дело житейское. Тесто можно сделать самим из муки и соли, краски — тоже можно использовать специальные, более «съедобные». Но ими, как правило, хуже рисовать кисточкой и они надушены какими-то подозрительно вкусными запахами. Поэтому мы предпочитаем всё-таки гуашь. Она не ядовита в небольших количествах, хоть и несъедобна. И не вкусная — попробовав раз, ребёнок не захочет повторить.

Размещайте наборы для творчества на отдельной полке, отдельном стеллаже или на части полки рядом с игрушками. Достаточно будет двух-трёх материалов, которые можно менять раз в пару недель, в зависимости от интереса малыша. Также пригодится мольберт, под ним можно подстелить клеёнку или моющийся коврик. Главное, чтобы он был по росту малыша. Если мольберт слишком высокий — подпилите ножки. Хорошо, если будет низкий стол и стул, чтобы ребёнок мог сесть и полепить или порисовать.

Проводите презентацию материалов для творчества. Ребёнок должен знать, где и как взять материал, куда поставить, ход работы с материалом и способ уборки после завершения работы. В самом начале мы проводим краткий инструктаж: «Это кисточка. Можно вот так ею набрать краску и рисовать (проводится линия). Рисуем на бумаге, на стене не рисуем». Потом кисточка отдаётся ребёнку. А в конце занятия мы показываем, куда и как убрать материалы.

Если ребёнок начинает использовать материал не по назначению (есть краски или кидаться глиной), то лучше убрать его на несколько недель и предложить позже.

Перед началом занятий предлагайте ребёнку надевать фартук. Кроме практических целей — не заляпать одежду краской, клеем или тестом, — этот ритуал как бы говорит малышу, что сейчас будет происходить что-то особенное. Выбирайте простой фартук: с одной лентой, которую ребёнок сможет закрепить липучкой.

Избегайте шаблонов и заранее заданных тем. Творчество для ребёнка до 3 лет — это прежде всего самопознание, исследование своих возможностей и материала. Здесь процесс важнее результата, поэтому ребёнок выбирает сам тему для творчества, не нужно никаких шаблонов и образцов.

Не стоит пытаться «нарисовать домик» или научить делать ёжика из пластилина. Это приводит к тому, что дети перестают исследовать, убеждаются, что они так ещё не могут и либо совсем теряют интерес, либо переключаются с рисования кисточкой на рисование взрослым. Поэтому когда показываете, как пользоваться материалом, делайте простые действия — например, завиток или линию вместо цветочка.

Существуют материалы для творчества в рамках проектов, где тема творчества достаточно ограничена, например, вырезание снежинок к Новому году или рисунки бабочек весной. Но и тут следует давать ребёнку возможность самому выбирать цвета и узоры.

Мы не критикуем работу ребёнка, но и не хвалим чрезмерно. Лучше предоставить ребёнку самому решать, нравится ли ему созданное им. Мы можем давать обратную связь, описывая, что видим на рисунке: «Я вижу, ты нарисовал жёлтую линию», «Красная линия получилась ярче синей».

Каждая работа подписывается самим ребёнком или взрослым, если ребёнок не умеет писать. И помещается на специальную стену или доску. Можно натянуть вдоль стены верёвку и прикреплять к ней работы прищепками.

Достоинства и недостатки системы

Невзирая на то, что педагогика Марии Монтессори признана одной из лучших в мире, многие не поддерживают ее идеи. Родителям следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны. Плюсы системы воспитания:

детки развиваются самостоятельно, без вмешательства и давления взрослых;
ребята открывают мир опытным путем, что способствует лучшему усвоению материала;
подбирается индивидуальный комфортный темп развития;
малыши учатся уважать личное пространство других;
нет негатива, насилия или критики по отношения к ученикам;
умственное развитие происходит через органы чувств, при этом большое внимание уделяется мелкой моторики;
разновозрастные группы формируются с учетом интересов деток;
такой подход помогает вырастить самостоятельную личность;
ребята с самого раннего возраста учатся принимать решения самостоятельно;
малыши учатся заботиться о других через помощь более младшим ученикам в группе;
развивается навык взаимодействия в социуме, воспитывается самодисциплина.

Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания. Минусами такого подхода к воспитанию являются:

недостаточное внимание уделяется развитию фантазии, креативности, навыков коммуникации;
для дошкольников игра – главный вид деятельности, однако Монтессори считала, что игрушки не дают ребенку пользы для практической жизни;
поступая в школу ученику сложно перестроиться на другой вариант взаимодействия с педагогом;
детки мало знакомятся со сказками, которые дают представление о добре и зле, учат выходить их разных жизненных ситуаций;
ребята, воспитанные по методике Монтессори, иногда с трудом адаптируются к дисциплине традиционной школы;
система не предлагает выполнение физических упражнений, поэтому малышам недостает двигательной активности.

Различия между Монтессори и традиционной школой

В настоящее время процесс обучения детей организован в разных странах по-разному, но в большинстве своём по-прежнему основан на старой доброй классно-урочной системе и некой её экстраполяции на дошкольное образование. Этот подход можно назвать традиционной системой. Обозначенный парадокс она игнорирует.

Монтессори-метод же предлагает выстроить такую образовательную среду, учитывающую возрастные потребности, в которой именно ребёнок выступает полноценным субъектом обучения, а взрослый является частью этой образовательной среды как тот, кто способен её создавать и помогать ребёнку с её помощью овладевать культурным богатством человечества. При такой расстановке сил внутреннее влечение к познанию и саморазвитию становится компасом, с помощью которого прокладывается индивидуальный образовательный путь.

Традиционная система отличается от Монтессори-образования, как пионерская столовая от шведского стола: первым делом в глаза бросается различие в блюдах, но коренное отличие кроется в самой организации процесса.

Идея столовой состоит в том, чтобы разработать дешёвое, но полезное меню, которое примерно одинаково хорошо (ключевое слово – одинаково) подходило бы всем пионерам одного возраста, несмотря на то, что они довольно сильно отличаются друг от друга. Никто не бывает голоден совершенно одинаково и в одно и то же время: кто-то регулярно нуждается в плотном завтраке, а кому-то на пользу пойдёт сытный обед или даже ужин; у кого-то один список любимых и нелюбимых продуктов, у кого-то другой. Но, усреднив вкусы и потребности потенциальных едоков, налаженная работа столовой позволяет сделать так, чтобы голодающих в вашем пионерском лагере не было.

Шведский стол решает проблему, что все люди разные, иначе: на каждый приём пищи предлагается несколько разных блюд, каждое из которых потенциально полезно и может быть частью завтрака (обеда, ужина). Каждый посетитель сам конструирует себе индивидуальное меню всякий раз, когда пришёл поесть, и даже время, когда он может прийти, немного варьируется.

Никакой анархии нет: вы не можете «позавтракать в ужин», но и давиться едой, когда ещё не проголодались, только потому, что следующий раз будет не скоро, вам не приходится. Кажется, что на это нужно гораздо больше затрат, но это, по большей части, иллюзия. Для режима шведского стола опытным путём можно подобрать такое количество каждого блюда, какое нужно приготовить, чтобы остатки были минимальными, а вот столовая производит большое количество отходов, поскольку индивидуальные и ситуативные потребности пионеров никуда не деваются и приходится закладывать их в нормативы как погрешность. Больше того, когда не нужно вмещать всех одновременно, зал для того же количества человек вам потребуется меньшего размера.

Приведённое рассуждение об организации питания почти буквально справедливо для образовательных систем, которые в некотором роде есть организации духовного обогащения. Материалы Монтессори-классов, как школьных, так и дошкольных, устроены таким образом, что ребёнок знакомится с ними при помощи взрослого (и чем старше ребёнок, тем непосредственная помощь меньше), и затем работает самостоятельно.

При этом материал организован так, что ребёнок может легко контролировать ошибки и понять, когда у него начнёт получаться хорошо то, на что направлен материал. Именно самоконтроль ошибок и сравнение полученного результата с запланированным, а не отметка как внешняя оценка результата, выступает главным критерием успешности выполненного упражнения, задания, работы.

Роль взрослого при таком подходе велика, но сконцентрирована на стадии подготовки, создания дидактического пособия или упражнения, и состоит в том, кому и когда какой материал предложить, как познакомить ребёнка с ним. Взрослый может организовывать групповые занятия, но даже в дошкольных классах это иногда начинают делать сами дети, а в школьных – почти всегда организуются в группы самостоятельно.

Большим достоинством Монтессори-метода я считаю его методологическое единство на разных образовательных ступенях при большом методическом разнообразии. Если традиционная система пытается учесть в работе данные возрастной психологии, то Монтессори-метод основан на научных данных возрастной психологии и использует их в качестве методологической основы. Монтессори-образование ориентировано не само на себя как на цель, а на то, чтобы быть средством для жизни, как настоящей, так и будущей. Эффективность традиционной системы особенно низка в раннем возрасте, когда ребёнок в наибольшей степени зависим от взрослых и в наименьшей способен понять и выразить свои потребности.

Польза обучения по системе Монтессори для детей

Основной положительный момент, которым характеризуются Монтессори занятия – это подготовка ребенка к реальной жизни. В отличие от других групп, где детей помещают в искусственные условия, здесь все происходит «по-настоящему». Монтессори классы способствуют развитию у малышей навыков, которые при других обстоятельствах сформировались бы у них намного позднее. Столь раннее развитие у воспитанников разных умений приводит к тому, что в будущем навыки превращаются в полезные привычки. Исследования показали, что такие дети более ответственны, самостоятельны, уважительны по отношению к окружающим, организованны, инициативны и любознательны.

Ограничения метода Монтессори

В классическом Монтессори-методе мало внимания уделяется общению детей

Они проводят время параллельно друг другу, практически не взаимодействуя, но при этом берут друг друга во внимание. Конечно, дети иногда общаются, помогают друг другу, и даже играют вместе, но все это отходит на второй план

Каждый ребенок занят своим делом/развитием/игрой, но нет командной работы, сотрудничества, активного развития эмоционального интеллекта, разрешения споров и конфликтов в игре, и конечно же ролевой игры. Ребенок учится контролировать себя в коллективе, но не работать с самим коллективом.

Не уделяется достаточного внимания творчеству, так как нет творческой зоны. Есть изучение нот (в классической Монтессори) и звуков колокольчика, но это опять же задачи на различение, но не творчество. Творчество никак не возбраняется, оно также никак и не поощряется и не предусматривает дидактического материала. Существующий материал больше предусматривает заложенные в себя функции и этапы (алгоритм действия), которым ребенок должен следовать. Таким образом этот материал создает ограничения в возможностях своего применения.

Также нет спортивного уголка с различными турниками, горками и т.п., в то время как детям для развития важно двигаться в этот период. Однако изначальный метод Монтессори предусматривает ежедневную зарядку

Можно сказать, что для классической Монтессори приоритетно развитие интеллекта. На него направлены многочисленные дидактические материалы: соотнесение объектов, их классификация, пространственные манипуляции, подсчет и т.д. В современных детских садах-Монтессори стараются это сгладить, добавляя зоны творчества и активности. В целом Монтессори методику нельзя назвать охватывающей все зоны развития ребенка. Она отлично подходит для одних детей, но может совсем не подходить для других.

Ребенок свободно исследует окружающий мир, но в рамках предметной Монтессори-среды, в которой относительно много дидактического материала, но он им часто все и ограниченивается. Ребенок может изучить все это и за несколько месяцев, и за год, но что ему делать дальше, когда пропадет интерес к однообразной запрограммируемой деятельности? На это методика Монтессори не дает ответа.

Перед школой обязательно необходим подготовительный этап, чтобы ребенок мог постепенно адаптироваться от свободной Монтессори-среды к привычной школьной системе с партами, к стандартному учителю, к жесткому расписанию и другим особенностям школы.

В принципах развития Progressio мы во многом опираемся на философию Монтессори, стараясь сгладить все шероховатости ее методики.

Насколько же методика Монтессори отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Немного истории

Мария Монтессори (итальянский доктор, антрополог, педагог) является создателем уникальной методики воспитания, которая стала популярной в первой половине XX столетия. Свою медицинскую карьеру Мария начинала ассистентом врача, и, работая в учреждении для детей с ограниченными возможностями (в психиатрической больнице), интересовалась методами лечения таких ребят. Монтессори пришла к выводу, что их проблемы с интеллектом отчасти не только медицинские, но и педагогические.

Монтессори видела, насколько одиноки эти дети, с ними никто не занимался, у них даже не было игрушек. И тогда она стала приносить ребятам простейшие предметы: лоскуты, коробки, бусины. И малыши словно ожили.

Мария Монтессори разработала уникальную методику воспитания, которую вначале использовала в работе с детьми с ограниченными возможностями

Впоследствии Мария заняла должность директора Ортофренического института, специализирующегося на подготовке учителей для работы с больными детьми. При институте была школа, где Монтессори сама занималась с малышами. Результат был очевиден: многие ученики сдали экзамен на уровне общеобразовательной школы.

Доктор постепенно совершенствовала свою систему воспитания и обучения, и затем решила применять её и на здоровых детях — были организованы специальные детские сады для малышей 3–7 лет.

Школы Монтессори получили большую популярность в Европе (особенно в Германии, Австрии, Нидерландах), США, Японии, Северной Корее. В России же данная методика долгое время была недоступной.

Об этой педагогической системе в нашей стране не вспоминали до 90-х гг. Именно в это время начинают появляться первые пособия. Сегодня же по этой уникальной методике в России работают многие детские сады, центры раннего развития ребёнка, а мамы самостоятельно занимаются дома с детьми.

Сегодня системой Монтессори увлекаются многие мамы и применяют её в домашних занятиях с детьми

Мария Монтессори не занималась методами раннего развития ребенка, а использование этих методов в коммерческих Монтессори — центрах незаконно и, мягко скажем, антипедагогично

В качестве иллюстрации того, как относится Монтессори — педагогика к раннему развитию, приведем отрывок из «Бесед по Монтессори», опубликованных в 1999 году, то есть, книги напечатанной через семь лет после публикации «В пять лет — в пятый класс», и через четыре года после опубликования книги Павла Тюленева «Читать раньше, чем ходить». Вот что пишет «В беседах по Монтессори», автор, директор Московского «Монтессори — центра» К.С. Сумнительный:

«С другой стороны мы не рекомендуем брать ребенка в группу Монтессори раньше 3 лет. Именно этот возраст становится порогом, на котором способность ребенка бессознательно собирать и накапливать в подсознании свои чувственные впечатления, называемая Монтессори впитывающим умом приобретает новые качества, такие как способность, конкретизировать свое ощущение и разделять впечатления. Ребенок активизируется и стремится к осознанной работе. А настойчивого папашу все-таки удалось уговорить, и он отдал своего ребенка в традиционную группу по подготовке к школе».

Отметим, что по педагогической системе Тюленева ребенок к возрасту 3-х лет читает, пишет, считает, сочиняет, пишет диктанты, ведет дневник на пишущей машинке или компьютере уже на уровне 2 — 4 го классов начальной школы.

Таким образом, Монтессори вслед за Руссо, считает состояние мозга ребенка до 3-х лет «сном разума», тогда как Тюленев утверждает совсем другие максимы: «Развиваете до 1 года — воспитываете гения», «Развиваете до 2-х лет — воспитывает талант», «Развиваете до 3-х лет – воспитываете способного ребенка» и т.д.

Нужно отдавать себе отчет, насколько велика разница в этих, диаметрально противоположных подходах. Родителям не лишним будет помнить, что центры раннего развития никакого отношения к Монтессори — педагогике не имеют и не должны иметь, ни методически, ни тем более, юридически. Профессиональным педагогам и воспитателям тоже имеет смысл, образно говоря, пройти переподготовку в АОР, чтобы не оставаться в каменном веке традиционной педагогики или в бронзовом веке Монтессори — педагогики.

Роль взрослого в системе

 Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

 Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

 Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия. Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

Отношение к обществу и сами себе

Сторонники Монтессори пишут: «Так, сообщество Вальдорфцев монолитно и носит черты секты стремящейся всосать в себя весь окружающий мир».

Такое утверждение очень сомнительно, так как дело обстоит как раз наоборот: «вальдорфцы» как изначально непрофессиональные педагоги, а эстетствующие философы, изначально стремились опутать своей «человекомудрствующей» педагогикой только элиту. «Вальдорфцы» не смогли бы выжить столько лет, делая иначе: их воспитанники были состоятельными и не нуждались в особом интеллектуальном развитии: деньги и капиталы богатых родителей позволяли им не пользоваться этой излишней роскошью – интеллектом. В лице воспитанников «Вальдорфской школы» мы имеем дело с подобием аристократов, капиталистов, меценатов, разбирающихся в живописи, искусстве и тому подобное, но которым не ведомы ни математика, ни серьезные естественные науки, и вообще, излишний интеллект вредит.

Всосать в себя весь мир хотят именно Монтессори –педагоги, именно они навязывают родителям волю и позиция профессионала – педагога, что является абсолютно неприемлемым для общества. Как раз родители и борются против такой же всепоглощающей системы в виде традиционной педагогики, которая фактически монополизировала сферу интеллектуального становления детей вот уже более 300 лет. Безусловно, Монтессори — педагогика неизмеримо лучше традиционной, но факт остается фактом: в эту педагогику вошли достижения психологии, социологии, а также представления физиологии первой половины прошлого, 20-го века, не более. Напротив, Тюленев считает, что методы интеллектуального развития детей должны быть прозрачны прежде всего для родителей — заказчиков педагогических услуг и система МИР правильно и научно расставляет акценты в позициях родителей и педагогов. В то же время сегодня, неправомерно втягивая в свои специализированные группы нормальных обычных детей, препятствуя тем самым массовой реализации современных «методов интеллектуального развития ребенка», корректирующая «Монтессори — педагогика» превращается в своеобразный, замкнутый, консервативный профессиональный союз педагогов, отстающих теперь уже не на триста, а «всего — навсего» на сто лет:

«Монтессори же педагоги постоянно объединяются в многочисленные ассоциации и профессиональные союзы, адаптируясь в совершенно разных странах и социальных условиях, стремясь размножить свои сообщества под многими названиями, выходя в этот бурлящий современный мир.» – в этом абзаце руководитель Московского Монтессори – центра вполне исчерпывающе раскрывает планы Монтессори — экспансии.

Виды монтессори-классов и уроков

В Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде. На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку

На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.

Система предлагает 3 типа уроков:

1. Индивидуальные.

Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.

Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.

Он обладает особыми обучающими свойствами:

  • привлекает — возбуждая интерес;
  • имеет отличительное свойство, бросающееся в глаза (длина, толщина и …);
  • имеет проверку на ошибку — позволяет ребенку самому увидеть неправильность своих действий.

Объяснять при этом необязательно.

Далее ребенок работает с материалом самостоятельно, приобретая опыт и знания. Во время такого занятия другие дети к воспитателю не обращаются.

2. Групповые.

Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.

3. Общие.

Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.

Далее дети сами решают, интересно им это или нет, и начинают самостоятельное занятие со спецматериалом.

При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:

  • от 0 до 6 лет — строитель человека (ребенок готов к развитию всех функций);
  • от 6 до 12 лет — исследователь (ребенок интересуется миром вокруг себя);
  • от 12 до 18 лет — ученый (ребенок увязывает факты, строит картину мира, размышляет о своем месте в нем).

Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 – 9 лет или от 9 – 12 лет.

Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.

Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.

Нет никакого насилия.

Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работы.

Он может трудиться сам или с другими детьми. Но существует правило: если ребенок сам в зоне, ему никто не должен мешать.

Темп выполнения задается тоже детьми. В классе нет парт — только переставные столики и стульчики, а также коврики на полу для занятий гимнастикой.

За всем происходящим в зонах наблюдают воспитатели и аккуратно направляют и корректируют интерес к работе с материалом. Исправление ошибок и налаживание отношений в классе дети осуществляют самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector