10 идей для исследовательских проектов в начальной школе

Роль математики и русского языка в нашей жизни

Грамотность и умение считать – это обязанность каждого уважающего себя человека. Уважение к Родине и соотечественникам начинается с умения владеть красивой речью, грамотно составлять тексты. К сожалению, повсеместно в настоящее время встречается безграмотность. Зачастую обычное «Привет» пишут с ошибками даже взрослые.

Что касается математики, то считать в уме зачастую не приходится, так как под рукой всегда может быть смартфон или планшет. Но посчитать в уме, возможно, однажды придется

Также важно уметь логически мыслить. Именно поэтому эти два школьных предмета являются актуальными темами для проекта

Их даже можно объединить, а далее, согласуя с учителями, провести наблюдения, как можно исправить ситуацию с безграмотностью и неумением считать.

Допустим, вы можете начать со вступления о том, что нужно повышать общую грамотность. Например, меньше общаться с людьми в Интернете, а чаще читать полезные книги. Либо можно провести собственное исследование, применяя социальные сети, форумы, чтобы привести приблизительную статистику, сколько людей умеет грамотно писать. Также можно это исследование продолжить в классе и даже по всей школе, спросив учителя, какие успехи у учащихся по русскому языку. Затем предложить свои методы по исправлению ситуации с безграмотностью.

Что касается математики, то можно провести наблюдения, как лучше всего вычислять в уме, чтобы не путаться. Например, человек не может быстро посчитать, сколько будет 47+89. Но в жизни может случиться так, что нужно посчитать очень быстро. Как быть? Предложите идею в проекте. Стоит отметить, что подобное мероприятие поможет и самим авторам в будущем.

Выбор темы проекта

Вот лишь некоторые востребованные тематические ниши для готовых школьных проектов в начальных классах:

  1. Исследования, наблюдения за повадками животных.
  2. Описание игр, истории их появления или разработка собственных вариантов.
  3. История игрушки. Дети любят свои игрушки, поэтому преподаватели используют этот факт в своей работе.
  4. Народное творчество. Очень много интересных тем связано с прикладным искусством. Кружева, резьба, лепка, аппликация, плетение и многое другое может стать отличным материалом для проекта.
  5. Природные явления. Разнообразие окружающего мира не может пройти мимо проектной тематики.
  6. Мой любимый герой. Это направление поможет развить навыки репортёров. Умение собирать информацию о заданном объекте пригодится в будущем на более сложных проектах.

Готовые работы и проекты в начальной школе

В этом разделе предложены исследовательские работы, выполненные ученика начальной школы совместно с педагогами, а также исследования и проекты воспитателей на познавательные и экологические темы, научно исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Опубликованные долгосрочные и краткосрочные исследовательские проекты направлены на развитие у детей начальной школы познавательных интересов, содействуют формированию интереса и увлеченности проектной деятельностью, выполняются с родителями и воспитателями дошкольной образовательной организации.

Как выращивать цветных улиток

Возраст: от 8–9 лет.

Продолжительность: месяцы и годы.

Нам понадобится: аквариум, приборы для очистки воды и насыщения ее кислородом, красивый грунт, улитки ампулярии, корм для них.

Эксперимент. Аквариумных улиток ампулярий любят за их разноцветье. Они бывают черными, синими, голубыми, желтыми, красными, оранжевыми… Папа и мама разного цвета дадут деток непредсказуемых оттенков. Этот момент как раз и можно исследовать. Посадите в аквариум желтую, красную и голубую улитку — и наблюдайте. Ну, и, конечно, ребенку понравится просто кормить улиток разными продуктами, следить за температурой воды и замечать, когда улитки лучше себя чувствуют. Конечно, аквариум с живыми улитками — большая ответственность, как и уход за любым другим питомцем. Если ваш ребенок любит необычных живых существ, ему понравится возиться и с сухопутными улитками ахатинами, и с «привиденьевыми» палочниками, и с гекконами, — он узнает много нового и станет заботливее. Лишь бы у вас и детей хватало времени и сил на качественную заботу о домашних любимцах. И уж, конечно, с ними можно проводить самые разные исследования.

Как влияет гравитация на всхожесть растений

Возраст: от 7–8 лет.

Продолжительность: 7–10 дней.

Нам понадобится: семена огурцов, чистая вода, марля, стаканчики с землей, стикеры.

Эксперимент. Это исследование чем-то похоже на эксперимент с магнитом, только здесь мы будем изучать, как влияет сила земного притяжения на растения. Для этого прорастим семена огурцов и посадим их в стаканчики с землей: часть корешком вниз, часть — корешком вверх, влево и вправо.

Сперва поместите семена огурцов в марлю или вату и залейте их водой. Через пару дней из них проклюнутся корешки — вот тогда и начнем главную фазу эксперимента. Разделите пророщенные семена на 4 равных группы (по 5–6 семян). Подготовьте 4 стаканчика с землей, каждый из них пометьте стикером. В первый стакан сажайте семена корнем вниз, во второй — корнем вверх, в третий — корнем вправо и в четвертый — корнем влево, все на одинаковую глубину. Поставьте их в одинаковые условия на подоконник и увлажняйте землю в стаканчиках.

Через 2–3 дня появятся первые всходы. Ежедневно наблюдайте за ними и фиксируйте результаты в таблице с 4 столбиками — для каждого стаканчика. Появились ли ростки? Сколько семян взошло? Затем наблюдайте за порослью: какой толщины стебли, крепкие или тонкие, какой высоты, прорастут ли новые семена, одинаковая ли высота ростков, когда ростки сбросят кожицу семени. И делайте выводы!

В большинстве случаев лучше всех прорастают семена, посаженные корнем вниз. Это явление по-научному называется геотропизм: корни лучше растут по направлению к центру земного шара, а стебли — от центра.

Международная школа «Летово»

Школа-пансион для способных и мотивированных детей открылась два года назад в Новой Москве. Создатели изучили опыт двадцати лучших школ мира и взяли оттуда всё самое хорошее: например, из британского опыта — систему пансиона (так легче формируется командный дух, и время на дорогу тратить не надо), а из американского — огромный выбор кружков, секций, ученических клубов и прочих внеакадемических занятий.

Кампус школы — это комплекс учебных и жилых зданий на территории в 60 гектаров: кампус для учеников, дома для педагогов и их семей, спортивные залы и лаборатории, библиотека и бассейн, сосновая роща и даже собственный фруктовый сад. Преподавателей отбирают не менее тщательно, чем учеников: детей здесь учат авторы книг, программ, курсов, наставники победителей предметных олимпиад.

В школе нет единого расписания и классов: учащиеся сами составляют свой учебный план в зависимости от образовательных целей и того, куда они собираются поступать после школы. Первую половину дня занимают обязательные предметы (их состав зависит от выбранного ребенком профиля), вторую — внеакадемические курсы, которые ученик полностью выбирает сам.

Обучение в школе — билингвальное, и каждый выпускник может получить не только российский аттестат, но и диплом международного образца.

Обучение платное, но большую часть покрывают средства, которые школа привлекает сама, — стипендии формируются из благотворительных пожертвований. Также у школы есть эндаумент — фонд целевого капитала. Деньги оттуда идут на развитие всего проекта.

Титульный лист

Правильное оформление титульника – это большой плюс, он сразу произведет хорошее впечатление и даст дополнительные очки.

  • В верхней части листа с выравниванием по центру пишем полное название учебного заведения с указанием населенного пункта.
  • В центральной части, тоже по центру, пишем увеличенным шрифтом тему работы. Под названием презентации можно разместить четкую, яркую картинку.
  • Ниже, с выравниванием по правому краю, указываем полное имя и фамилию автора работы: “Выполнил ученик 3 “А” класса Иванов Иван”.
  • Под этой строкой нужно написать ФИО учителя, место его работы (номер школы). Выравнивание по правому краю. Выглядеть это должно так: “Руководитель проекта: Петрова Мария Александровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №100 г. Якутска”.
  • В самом низу листа по центру прописывается название населенного пункта и год сдачи проекта.

Проект Face

Благотворительный проект из Египта занимается образованием, социальной интеграцией и поддержкой детей, оказавшихся на улице. В том числе детей, которых бросили родители, жертв насилия или жестокого обращения, мигрантов. Задача программы FACE Street Children — реинтегрировать этих детей обратно в общество за счет помещения в приемные семьи, вовлечения в систему образования, помощи в обучении и будущем трудоустройстве.

Первый шаг — построение доверительных отношений с детьми, которые оказались на улице: без этого любая помощь была бы невозможна. Социальные работники проходят специальное обучение, а затем знакомятся с детьми, пытаются наладить с ними отношения, оказывают им первую помощь и психологическую поддержку, рассказывают о программе и убеждают, что существует альтернатива жизни на улице.

Следующий шаг — специальные центры, которые предоставляют детям доступ к еде, медицинской и психологической помощи, неформальному образованию и тому, что называют life skills: информации об их правах, репродуктивном здоровье и безопасности. Многие дети — участники программы прошли через насилие и жестокое обращение, и в центре они всегда могут найти безопасность, понимание и поддержку. Центр открыт для всех: дети могут приходить в любое время и оставаться сколько захотят. В штате центра трудятся социальные работники, медики, психолог, преподаватели и вспомогательный персонал.

Третья ступень — «транзитный» дом, который предоставляет убежище для беспризорных детей до их помещения в приемные семьи. Он тоже открыт круглосуточно: дети могут прийти и уйти когда угодно. В доме воссоздана атмосфера, максимально приближенная к семейной, о детях заботятся прошедшие специальные тренинги соцработники.

Наконец, еще одна ступень — Child Friendly School, специальная школа, призванная преодолеть разрыв между жизнью на улицах и традиционным школьным обучением. Обучение здесь неформальное, нескучное, ориентированное специально на беспризорных детей и адаптированное к их уровню знаний. Это именно промежуточная ступень, цель которой — увлечь детей учебой и помочь им в дальнейшем реинтегрироваться в традиционные государственные школы.

Специальный проект Образовательного комлекса «Точка» и журнала «Нож»

Проект Floating schools

Каждый год в сезон дождей в Бангладеш происходят наводнения, из-за которых тысячи детей, особенно из бедных семей, не могут добраться до школы, а школам приходится закрываться. Для решения этой проблемы некоммерческая организация Shidhulai Swanirvar Sangstha придумала плавучие школы: теперь, если ученик не может ходить в школу, школа сама приходит к ученику.

Работает это так: поначалу лодка играет роль школьного автобуса — она идет по маршруту, периодически останавливаясь, чтобы забрать детей. Когда все в сборе, лодка пришвартовывается и начинается урок. Таким образом лодка работает весь день: обучение проводится в три смены — самые поздние уроки для работающих учеников проходят уже вечером после заката, а электроэнергию для этого обеспечивают солнечные батареи.

Каждая плавучая школа оборудована классной комнатой на 30 человек, как минимум одним ноутбуком, книгами и гаджетами. В некоторых школах есть полноценные библиотеки на 1500 и более книг, несколько ноутбуков с доступом в интернет, принтеры и мобильные телефоны. Образование пока предполагается только начальное, вплоть до пятого класса.

В этих школах учатся не только дети, но и подростки, пожилые люди и взрослые женщины: одна из главных целей создателей проекта — борьба с гендерной дискриминацией и предоставление женщинам равных возможностей. Помимо плавучих школ для детей, создатели программы организуют плавучие тренинг-центры для взрослых, где им рассказывают о современных способах ведения сельского хозяйства, изменении климата, государственном устройстве, правах человека, возможностях трудоустройства.

Кроме того, по тому же принципу организована работа плавучих поликлиник: они причаливают к поселкам, проводят на борту медицинские осмотры, бесплатно выдают пациентам нужные лекарства и организовывают просветительские мероприятия для жителей деревень.

История возникновения

Первые упоминания о методе проектов возникли в Америке в 90-х годах ХХ века. Всё началось с педагогических идей и исследований Джона Дьюи (1859-1952 гг.). Ученый впервые ввёл в педагогический процесс термин «метод проектов», дал его чёткое формулирование, обосновал содержание.

Школьные проекты появились в США

Дж. Дьюи выделил основные концептуальные особенности проекта:

  • проектант самостоятельно принимает решения в повседневных вопросах через практическую деятельность;
  • участник проекта развивает творческие способности благодаря коллективной деятельности;
  • каждый участник имеет личную заинтересованность в результате работы.

В 1905 году группой русских учёных под руководством С. Шацкого было проведено исследование активного внедрения в педагогический процесс проектных технологий. Немного позже, в конце 30-х годов, эту методику признали «непедагогичной».

В Советском Союзе проектная деятельность не бралась во внимание во время учебного процесса, но иногда использовалась во внеклассной работе, либо в виде ученических рефератов. Таким образом, метод проектов имеет довольно долгую историю и большое количество наработок как русских, так и иностранных учёных

Выбор темы проектной деятельности в школе

Важно, чтобы ребенок самостоятельно выбрал интересующую его тематику и определил, какие учебные дисциплины будут затронуты им в ходе исследований. В противном случае, пропадет желание ответственно подходить к выполнению задания и добиваться хороших результатов

Тема должна быть уникальной, необычной и простой, доступной для восприятия.

При выполнении первых проектов ребенку, безусловно, необходима помощь взрослых. Однако, он тоже должен вносить посильный вклад при выполнении этого задания

Желательно, сделать работу быстро, так как детям в этом возрасте сложно длительное время сосредотачивать свое внимание на чем-то одном

Кроме того, если преподаватель знает, что именно интересно отдельно взятому ученику, то он может помочь ему определиться с темой, либо дать готовое задание. Но, лучше, если ребенок примет решение самостоятельно. Хотя, скорее всего, родителям придется взять на себя большую часть работы при создании проекта (например, если ребенок учиться в первом классе).

Для подбора интересных тем для проектной деятельности можно воспользоваться учебником, например, по природоведению. Просмотреть изучаемый материал и выбрать привлекательную для исследования область. В некоторых учебных пособиях темы проектов уже представлены, что немного облегчает задание. Возможно, ребенок захочет предложить направление, которое не затрагивается в процессе обучения (свободная тема). После утверждения учителем темы исследования, приступаем к разработке этапов.

Праздничные проекты

Проектами на тему «Праздники» являются даже обычные школьные стенгазеты. Например, можно украсить лист ватмана красивыми изображениями, добавить интересный текст по соответствующей теме:

  • Новый год.
  • День Победы.
  • День защитника Отечества.
  • День учителя и так далее.

Также проектом можно считать репетиции перед выступлением в актовом зале.

К любому торжеству нужно готовиться так, чтобы все почувствовали действительно настоящий праздник, получили радость и незабываемые впечатления. К сожалению, в настоящее время праздничные дни, даже Новый год, стали проходить обыденно и без интереса. Попробуйте вернуть искреннюю радость, чувство счастья при помощи старых добрых традиций. Также можно сделать школьной традицией встречу православного Рождества 7 января.

Оформление компьютерного варианта

Перед тем как приступать к подготовке проектов с использованием компьютера, дети должны освоить:

Правила техники безопасности

Любое электронное устройство способно не только негативно влиять на здоровье, но и при неосторожном обращении может стать угрозой для жизни. Прежде чем пускать ребёнка к компьютеру, стоит хорошо объяснить ему, что делать можно, а от чего следует воздержаться

Кроме этого, всегда нужно приводить примеры последствий правильной и неправильной работы с техникой.
Правила обращения и основные методы работы. Обучение компьютерной грамоте начинается с азов и постепенно усложняется. Никогда не требуют от ребёнка того, что он не может понять или усвоить из-за малого возраста.
Работа в интернете. Здесь главное правило — не оставлять ребёнка один на один со Всемирной паутиной, иначе не миновать беды. Опытные педагоги старательно и терпеливо объясняют, почему опасно заходить на незнакомые сайты и по каким причинам нельзя гулять в интернете без родителей или учителей.
Отбор нужной информации
Этому тоже важно обучать сразу, иначе время за компьютером будет потеряно впустую. Постоянные отвлечения будут мешать продвижению к цели.
Оформление работ
Компьютерные программы предоставляют большие возможности в быстром и красивом оформлении. Научить этому надо с самого начала, применяя простейшие приложения.
Сохранение материала. Всегда есть опасность потерять электронный вариант проекта, поэтому необходимо первым делом обучать ребёнка правильно сохранять работу на компьютере. Использовать флешку для сохранения информации лучше в более старшем возрасте, однако правила безопасного извлечения этого устройства стоит освоить на начальной стадии. Самостоятельно выполнить такое действие нетрудно, но сначала родители и учителя должны постоянно контролировать образовательный процесс.

Привлечение ресурсов

Есть несколько форматов, как искать ресурсы. Расскажу о самом простом и успешном. Ярмарка социальных проектов на общешкольных собраниях, на которых ребята презентуют свои идеи родителям и рассказывают, на что не хватает средств. Система работает как аукцион: «Кто готов обеспечить ресурсами этот лот?»

Родителей можно собирать не по классам, а по роду деятельности — всех медиков, например. И проект, который связан со здоровьем, ребята будут представлять именно этой аудитории. 

Ярмарки успешно можно проводить даже на встречах выпускников. Часто школа сама не знает, что делать на этих мероприятиях: идет концерт, дальше по классам разошлись, потом в кафе.

Очень много благодарных выпускников, которые помнят школу и хотели бы что-то сделать для нее. Среди них есть, конечно, крутые бизнесмены, которые могут поменять окна или оплатить ремонт. Но есть те, кто хотел бы сказать спасибо родной школе, но не владеет большими финансовыми возможностями. И тут детские проекты кстати. Выпускники — люди разных профессий и с разными возможностями. Кто-то может напечатать что-то в типографии, кто-то на время даст колонки для мероприятия, а кто-то камаз песка, чтобы сделать детскую площадку.

Выпускники, с одной стороны, узнают, чем живет школа, а с другой, помогают ей решать важные социальные задачи. 

Заглянем в космос

Ученики как 5, так и 11 классов могут подготовить проект по астрономии. Конечно, перед младшим поколением будут стоять более простые задачи. Например, можно понаблюдать за фазами Луны каждый вечер в течение месяца, чтобы понять, как изменяется спутник Земли и влияет ли на самом деле на самочувствие, настроение, работоспособность и погодные явления. При желании можно проводить наблюдения в течение всего года. Но следует учитывать те моменты, когда бывает облачно.

Ученики постарше могут проект на тему «Космос» сделать более серьезным, например, при помощи телескопа наблюдать за поверхностью Луны или же найти соседние планеты на небосводе.

Цель и младших, и старших учащихся: изучить с поверхности Земли процессы, происходящие в космическом пространстве, а также понять, влияют ли какие-либо явления на погоду и людей.

Как подписать титульный лист для проекта

Для оформления титульных листов работ учащихся разработаны специальные требования и стандарты. В условиях средней школы перечень таких правил составляется преподавателем. Если же учитель не озвучил собственных требований к работе, ученик может сделать титульник согласно общепринятым правилам.

Заглавный лист представляет собой первую страницу научного или исследовательского проекта. На нем обязательно должны быть отражены следующие данные:

Для оформления титульных листов работ учащихся разработаны специальные требования и стандарты. В условиях средней школы перечень таких правил составляется преподавателем. Если же учитель не озвучил собственных требований к работе, ученик может сделать титульник согласно общепринятым правилам. На нем обязательно должны быть отражены следующие данные:

    1. Полное название среднего или высшего учебного заведения.
      Разновидность работы — это может быт доклад, проект, реферат или информационное сообщение.
    2. Для учащихся старших классов, техникумов и вузов желательно указывать предмет, по которому сдается материал. В младших классах это требование необязательно.
    3. Тема работы и полное название.
    4. Фамилия и имя исполнителя.
    5. Группа, класс или курс.
    6. Фамилия, имя и отчество преподавателя, который проверил работу.

Дата выполнения реферата или доклада.

Город, в котором располагается учебное заведение.

Большинство преподавателей обращает внимание на то, как оформлена работа. Для школьных и студенческих рефератов общепринятые требования сводятся к следующему:

  • Отступы от края страницы: слева — 30 мм, справа — 10 мм, вверху и внизу по 20 мм.
  • Шрифт набора — TimesNewRoman.
  • Название учебного заведения набирается шрифтом 12 размера, тип работы — 28 полужирным, название проекта или реферата — 16 полужирным. Остальные данные указываются стандартным шрифтом 14 размера.
  • Формат бумаги — А4.

Все данные на странице выравнивается по центру. Исключение составляет имя и фамилия студента, а также группа и номер курса.

Для чего делают проекты в школе

В младших классах метод проекта помогает мягче втянуться в учебу. Дети изучают то, что им интересно, а игровая, творческая форма делает такую работу интереснее, увлекательнее.

Когда ребенок готовит проект, он запоминает новую информацию и учится рассказывать о своих открытиях другим. Важный итог представления проекта учителю и одноклассникам — гордость за проделанную работу.

В средней школе проектная деятельность усложняется, у нее появляются дополнительные задачи. Школьники изучают примеры проектов по проектной деятельности из тех учебных предметов, которые им близки, и выбирают то, что им интересно.

Чему учит метод проектов в средней школе, чем он полезен:

  • метод проектов повышает мотивацию к учебе (этому способствует возможность выбора работы не по указанию учителя, а ту, что интересна школьнику);
  • включается процесс самообразования;
  • ученик решает творческие задачи, включается интерес к обучению;
  • школьник готовится применять методы и приемы научного исследования;
  • нет нудной зубрежки, появляется глубокое понимание изучаемой темы.

Интересные темы для проектов – это возможность школьника развить свои способности, поверить в свои силы как ученика. Ведь нередко дети выбирают для себя такие темы для исследовательской работы, которые увлекают их. Таким образом, в процессе проектирования повышается самостоятельность школьника, у него формируется прочная мотивация для дальнейшего обучения. Также он учится правильно вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Работа над проектом позволяет школьнику объединить урочную и внеурочную деятельность.

Проектная деятельность – веяние в школьной жизни относительно новое. Родители, а порой и учителя, жмурятся от одного упоминания. Так ли страшен зверь? Кому он служит? И как направить его во благо своего ребенка?

Современные реалии диктуют свои правила: хорошо живет успешный. А успешный тот, кто может ставить задачи, мобилизовать ресурсы, достигать цели, управлять командой и далее по списку. Да, сейчас не каждый взрослый справится со всем этим списком, однако дети наши будут лучше, чем мы. И министерство образования уверено, что качества успешного человека нужно начинать формировать прямо в первом классе.

Что это вообще такое, проектная деятельность? Многие думают, что проект – это доклад. Или реферат. Или, если серьезно, то целое исследование. Проектная деятельность содержит в себе элементы подготовки доклада, реферата и может включать в себя исследование.

Проектная деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

Основные разделы

Существует несколько пунктов, которые необходимо обязательно затронуть в проекте:

  1. Обложка или титульный лист. На нём обычно указывают тему работы, автора, время и место написания. Кто-то позволяет красочное оформление, что способствует эстетическому развитию ребёнка.
  2. Оглавление. Указание названия разделов и страниц, где они находятся. Его можно размещать как в начале, так и в конце.
  3. Введение. Обязательный пункт любого научного труда. Здесь необходимо разместить краткое описание проекта, его цели, а также какую пользу он принесёт читающим.
  4. Основные разделы. Их может быть несколько или только один. Всё зависит от замысла автора или поставленной задачи.
  5. Приложения. Этот раздел необязательный. Многие стараются весь материал вставлять в основной текст, но кто-то может решить вынести его в отдельную часть проекта.
  6. Вывод или заключение. Хороший принцип для педагогов — приучать детей делать выводы из своих исследований. Это поможет правильно и целеустремлённо работать в заданном направлении. Такой подход научит юных исследователей оценивать итоги своего труда.
  7. Список используемой литературы. Пользоваться разными источниками информации тоже учатся с начальных классов. Этот раздел поможет не забывать, что нужно ценить труд других исследователей и умело пользоваться их опытом.

учащиеся уже будут знать, в какой последовательности нужно вести работу

Милосердие и помощь животным

Наши четвероногие и крылатые друзья в современном мире нуждаются в человеческой помощи: накормить, приютить, вылечить. Поэтому проект на тему животных актуален практически для всех и в любой школе. С чего можно начать? Например, провести наблюдение за домашними любимцами: что они едят, что предпочитают, сколько времени проводят во сне. Затем следует понаблюдать за уличными животными.

Только нужно учитывать, что брошенные собаки и кошки потенциально представляют опасность

Поэтому кормить их нужно с осторожностью: можно положить еду в безопасном для животного месте (вдали от проезжей части, промышленных предприятий, железной дороги и водоемов). Следует соблюдать дистанцию

Можно все свои действия записать в специальный дневник, который станет отчетом по проделанной работе.

Без паники!

Нынешние школьные проекты, предусмотренные федеральным стандартом начальной школы, — по сути, реинкарнация «докладов школьника», которые в младших и средних классах готовили еще сами родители. Поскольку было это в докомпьютерную эру, писали ручкой на бумаге. Теперь же в классах появились электронные доски, проекторы и прочая техника, которая позволяет заменить чтение по бумажке рассказом в сопровождении красивого иллюстративного ряда.
— Школьный проект очень похож на исследование, но здесь не требуется оригинальность или какие-то практические выводы, — объясняет Ольга Узорова. — Достаточно рассмотреть объект с разных сторон, хотя если удастся что-то новое выяснить, будет еще лучше.
 

О Родине

Очень важно каждому ученику научиться любить свою Родину. Тем о ней может быть множество

Какой проект на тему «Родина» можем мы сделать? Допустим, сделать сборник стихов поэтов-классиков на тему Отечества. Что говорят классики Пушкин, Есенин, Лермонтов о своей стране? Можно, например, самому сделать книгу, взяв стопку белых чистых листов, сшив их между собой. Не забудьте сделать будущей книге твердый переплет с надписью «Стихи классиков о Родине». Далее выписываем подходящие стихотворения в книгу от руки, например, перьевой ручкой. А если нет такой возможности, то черной гелевой. Перед выступлением желательно заучить некоторые полюбившиеся стихотворения.

Также про Родину могут поведать юные художники и историки. Найдите картины известных художников, посвященных России. Или же можно собрать интересные исторические справки, поместить на большую стенгазету. С другой стороны, неплохой идеей станет праздник, посвященный русским традициям: кухне, костюмам, играм, искусству.

Как делать запасы полезного иван-чая на зиму

Возраст: от 5–6 лет.

Продолжительность: 2–4 дня на одну порцию листьев.

Нам понадобится: листья иван-чая (кипрея узколистного), чистые тканевые салфетки, мясорубка (не обязательно), духовка, чистые емкости.

Эксперимент. Иван-чай запасали и пили наши предки, зная о его оздоровительной силе. Сегодня мы можем купить сборы с иван-чаем в магазине или аптеке, а можем собрать сами! Но секрет иван-чая заключается в правильной ферментации, просто так сушить и заваривать его нет смысла. Предлагаем провести сравнительное исследование: немного иван-чая насушить просто так, а большую часть — ферментировать. Потом заварить оба варианта и сравнить напитки — по насыщенности, цвету, аромату и, может быть, даже по действию на организм.

Иван-чай цветет почти все лето, именно в пору цветения его листья набирают полную силу. В интернете много хороших руководств по ферментации листьев кипрея, они расскажут и о полезных свойствах растения, а еще — о том, что происходит в процессе ферментации. Все это можно рассказать ребенку в процессе работы над запасами иван-чая.

Актуальность, цель, задачи и гипотеза проекта

Об актуальности, цели, задачах и гипотезе вы будете писать в тексте проекта и рассказывать на его защите.

Актуальность — это важность проекта для настоящего времени. Если проект не актуален, не важен, то и делать его не стоит

Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей (например, одноклассников, учителей, родителей), и которые нужно решить. Просто написать «тема актуальна, потому что лично мне интересна» — неправильно. Актуальность придётся раскрыть, доказать.

Например, для темы «Компьютерные игры: польза или вред» актуальность можно описать следующим образом:

Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук. Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность? Об этом моё исследование.

Лайфхак: чтобы доказать актуальность проекта, воспользуйтесь сервисом https://wordstat.yandex.ru. На этом сервисе показывается статистика запросов пользователей на Яндексе. Чем больше люди что-то ищут, тем это актуальнее. В проект можно включить скриншоты из этого сервиса.

Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в проекте. Например, «информирование школьников (или одноклассников) о пользе и вреде компьютерных игр», «повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных».

Чтобы сформулировать актуальность и цель, ответьте на вопросы «Почему ты это делаешь?» (актуальность) и «Чего ты этим хочешь добиться?» (цель). Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.

Задачи — это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта.

Гипотеза — это предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза строится не для всех проектов, а только для научно-исследовательского характера, и то не всегда.

Выводы

В данной статье описано, как следует действовать и на что обратить внимание при старте проекта. Данные этапы универсальны для фронта, бэка, тестирования или всего вместе

Я нарочно избегал конкретики по технологиям, для того чтобы не вводить в заблуждение.

Когда перед вами встаёт выбор какой использовать стек технологий, архитектуру и необходимо определить временные рамки для реализации проекта, вам может помочь таблица, приведённая ниже:

Типа проекта / признаки

Одноразовая поделка

Стартап

Информационные системы

Замкнутые системы

Saas решения

Какие-то другие проекты

Кол-во людей до 5

X X X X

Кол-во людей  от 7 до 10

Кол-во людей от 10 до 30

X

Кол-во больше 30

X X

Срок сдачи  до 3х месяцев

X X X X

Срок сдачи  от 6 до 12 месяцев

Срок больше 12 месяцев

X

Документация

Требования интегрирования с  другими системами

Конкретный заказчик известен

Планируется дальнейшая поддержка

Планирование

Роли четко разграничены

Разрешено использовать внешние зависимости

Есть живые данные для тестирования и анализа

Требования  по безопасности

Требуется тестирование

Требуется написание  документации по продукту или инструкция

Требуются модульная реализация

Несколько команд разработки

Всего

Как пользоваться таблицей, думаю все уже догадались, но на всякий случай — ровно также как и с предыдущей, только с небольшим дополнением в виде закрашенных ячеек. Имеется в виду, что значение не может быть использовано для данного проекта. Также прошу заметить что, таблица может быть неполной, добавьте строки, которые сочтёте необходимыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector