Учебно-методический комплекс — это что такое?
Содержание:
- Содержание программы
- Содержание программы
- Специфика учебников нового поколения
- Структура и компоненты
- Особенности программы
- Сравнительный анализ учебников по математике для начальной школы по теме «Понятие прямоугольника»
- Кому подойдёт программа
- Основные этапы разработки учебно-методического комплекса
- Основные сведения
- Программа «Перспективная начальная школа»
- Разновидности
- Школа России
- Перспектива (Петерсон)
- Основные сведения
Содержание программы
Все учебники УМК «РИТМ» допущены к использованию приказом Министерства образования и науки России №253 от 31 марта 2014 года. Пособия выпускает издательство «Дрофа» (ныне корпорация «Российский учебник»):
Русский язык
Литературное чтение
Литературное чтение. Авторы: Джежелей О.В. Литературное чтение. Авторы: Грехнёва Г.М., Корепова К.Е.Литературное чтение (для школ, где русский — второй язык). Авторы: Митюшина Л.Д., Хамраева Е.А. (1 класс), Сафонова И.В., Чиж И.В., Черкезова М.В. (2-3 классы), Голованова М.В., Шарапова О.Ю. (4 класс).
Иностранный язык.
Rainbow English (2-4 классы). Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В.Немецкий язык (2-4 классы). Авторы: Гальскова Н.Д., Гез Н.И.
Основы православной культуры. Авторы: Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и другие.Основы исламской культуры. Авторы: Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и другие.Основы иудейской культуры. Авторы: Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю.Основы буддийской культуры. Авторы: Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С.Основы мировых религиозных культур. Авторы: Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и другие.Основы светской этики. Авторы: Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и другие.
Серию учебников «РИТМ» дополняют прописи, рабочие тетради, словари, мультимедийные приложения и другие учебные и методические пособия.
<<Форма курс 1-4>>
Содержание программы
Примечательно, что учебников самой Л.Г. Петерсон в УМК «Перспектива» нет: в 2009 году Министерство образования и науки РФ исключило их из программы со странной формулировкой: «содержание не способствует формированию патриотизма у школьников». Несмотря на многочисленные требования учителей и родителей вернуть математику Петерсон, сейчас её заменяет курс Г.В. Дорофеева.
Учебники программы «Перспектива» выпускает издательство «Просвещение». В состав УМК входят:
Изучение иностранных языков:
- Английский язык¹ «Английский в фокусе» («Spotlight») 1–4 классы. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., В. Эванс«Звёздный английский» («Starlight») 1–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., В. Эванс.Английский язык 2–4 классы. Авторы: Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Э. Хайн и другие.Английский язык 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В.
- Немецкий язык¹Немецкий язык 2–4 классы. Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М.«Вундеркинды Плюс» 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Захарова О.Л., Цойнер К.Р.
- Французский язык¹ «Твой друг французский язык» 2–4 классы. Авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.«Французский в перспективе» 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М.
- Испанский язык¹ 2–4 классы. Авторы: Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В.
¹ — эти учебники также входят в УМК «Школа России».
Учебные курсы дополняют хрестоматии, словари, тетради для самостоятельных и проверочных работ и цифровые носители с обучающими видео, презентациями и программами для мультимедийной доски.
Для учителей разработаны «технологические карты» уроков — электронные методические пособия, которые содержат:
- цели и задачи уроков,
- планируемые результаты,
- алгоритмы ведения уроков,
- связи с другими школьными предметами,
- материалы для проверочных работ.
<<Форма курс 1-4>>
Специфика учебников нового поколения
Основы учебно-методического комплекса заложены в виде логической связи понятий, внутренней преемственности между учебниками одной предметно-методической линии. Это способствует лучшему понимают и осознанию содержания книги. Например, в химии с 8 по 11 класс используется комплект О. С. Габриеляна. Помимо учебников, его учебно-методический комплекс — это совокупность сборников задач и упражнений, пособий для проведения практических и лабораторных работ, а также настольная книга для педагога. Чем отличаются обновленные школьные учебники? Так как учебно-методический комплекс — это совокупность разных сборников, задания, предлагаемые в сборнике для лабораторных работ, перекликаются с основным материалом, излагаемым по данной проблеме в учебнике.
Изучаемый материал предлагается на примерах, понятных и доступных современным школьникам, что положительно отражается на формировании поисковых навыков, совершенствования саморазвития и самовоспитания.
Структура и компоненты
Учебно-методический комплекс разрабатывают преподаватели учебного учреждения, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной дисциплине. Педагоги, имеющие ученые степени в области дидактики и методики преподавания, готовят рекомендации по составлению таких комплексов. Состав УМК зависит от выбранной программы обучения. Определим, что входит в УМК, опишем его структуру и компоненты.
В структуру УМК входят:
- Введение, в котором дается обоснование целей и задач учебного предмета, определяется объем учебной нагрузки в часах, расписываются умения и навыки, которые должны получить обучающиеся после изучения, формулируются связи с другими курсами и указывается вид контроля.
- Программа учебного предмета определяет объем, содержание и тематику учебных занятий. Программа строго регламентирует способы подачи учебного материала, определяет терминологический словарь и практическое применение полученных знаний.
- Календарно-тематический план дает подробное распределение учебного материала по часам в течение учебного года. Планирование позволяет преподавателю видеть перспективы развития учебных навыков у учащихся и корректировать их в процессе обучения.
- Учебные задания и методические рекомендации к ним – это очень важный блок в УМК, потому что преподаватель заранее может спрогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучающихся и минимизировать их. Кроме этого педагог предусматривает вариативность заданий по степени сложности и сравнение успехов учеников одной параллели.
- Ресурсный блок определяет резервные задания и материалы для самостоятельного изучения. Он может содержать комплект упражнений повышенной сложности, список дополнительный литературы, исследовательские и самостоятельные занятия для желающих получить углубленные знания по предмету.
- Контрольно-измерительные материалы – это перечень всех тестовых заданий, контрольных, зачетных и итоговых работ.
УМК – это руководство и для педагога, и для ученика.
Одно из обязательных условий для разработки УМК – это использование федерального и регионального компонентов в построении.
Федеральный компонент – это соблюдение государственного стандарта в образовании (количество учебных часов по предмету, вид аттестационного контроля).
Региональный компонент документация, связанная с содержанием учебной дисциплины, и распределение плана учебных занятий.
Особенности программы
Главной особенностью программы авторы называют её целостность. По всем предметам разработана единая структура учебников, формат заданий и методы обучения. Все учебники, вне зависимости от предмета, разделены на несколько крупных разделов, каждый из которых предваряет маршрутный лист — разворот, на котором с помощью понятных ребёнку схем и картинок изображено содержание раздела и логика его освоения. По ним удобно прослеживать связь между темами, отмечать прогресс и просто смотреть, сколько уже изучено, а что ещё предстоит узнать.
<<Форма демодоступа>>
Задачи во всех пособиях разделены на блоки:
- Информационный поиск. Ребёнок ищет ответ, спросив его у взрослых, воспользовавшись справочной литературой или интернетом. Такой формат заданий учит работать с поисковыми системами и проверять информацию на достоверность. Правильные ответы всегда можно найти в конце учебника.
- Творческие задания. Направлены на развитие воображения и креативного мышления.
- Дифференцированные задания с разным уровнем сложности — о них мы поговорим чуть позже.
- Работа в паре. Чтобы найти решение задачи, двум ученикам предлагается изучить вопрос с разных сторон. В процессе работы ребята должны объяснить друг другу свои варианты решения и выработать общий ответ. Такие задания развивают коммуникативные навыки и умение смотреть на проблему с нескольких точек зрения.
- Интеллектуальный марафон. Это набор самых сложных, но увлекательных заданий по теме, которые пробуждают исследовательский интерес ребёнка и учат использовать свои знания в нестандартных ситуациях. Для их решения может потребоваться помощь взрослого.
Вторая важная особенность программы — принцип выбора. Любая тема включает задания базового уровня (необходимый минимум) и 2–4 вариативных — более сложных, направленных на расширение кругозора и развитие нестандартного мышления. Каждый ученик может выбрать степень погружения в предмет. Также ребёнку предлагаются на выбор задания с разными видами деятельности — поисковой, творческой, интеллектуальной, исследовательской или проектной.
Важная роль проектной работы — третья особенность программы «Планета знаний». Во время учёбы школьники ставят спектакли, сочиняют сказки, готовят презентации. При этом ребёнку предоставляется выбор — выполнить индивидуальное задание или принять участие в групповом проекте. Такая деятельность развивает кругозор и творческое мышление, учит работать в команде и выполнять разные социальные роли.
Сравнительный анализ учебников по математике для начальной школы по теме «Понятие прямоугольника»
- Изучение понятия прямоугольника в учебниках математики для начальной школы.
В учебниках Л. Г. Петерсон для четырехлетней школы (2006 г) понятие прямоугольник изучается следующим образом:
В первом классе предлагаются задачи:
- измерь длины сторон: изображен прямоугольник, на сторонах которого надпись длина и ширина; учащиеся должны сделать вывод о равенстве соответствующих сторон.
- начерти в тетради прямоугольник со сторонами 5 см и 3см.
(способ построения не указан)
Во втором классе рассматриваются задачи:
- какие геометрические фигуры ты видишь на чертеже. Назови их. Нарисуй в тетради по клеточкам фигуры, равные данным (по каким признакам ребята определяют прямоугольник не ясно);
- после прохождения темы прямой угол вводится определение прямоугольника, после определяется ширина и длина прямоугольника.
В учебниках В. В. Давыдова и др для четырехлетней школы (2005г) понятие прямоугольник рассматривается начиняя со второго класса и только после введения темы прямой угол. Предлагаются задачи:
- на листе бумаги построй четырехугольник, у которого все углы прямые. Ты уже знаешь, что такой четырехугольник называется _____.
- раскрась красным цветом все прямоугольники …
- Задачи, позволяющие сформировать понятие «Прямоугольник в начальной школе»
Для формирования геометрических представлений работа должна проводится следующим образом: свойство фигур учащиеся выявляют экспериментально, одновременно усваивают необходимую терминологию и навыки; основное место в обучении должны занимать практические работы учеников, наблюдения и работы с геометрическими объектами.
Оперируя разнообразными предметами, моделями геометрических фигур, выполняя большое число наблюдений и опытов, учащиеся подмечают наиболее общие их признаки (не зависящие от материала, цвета, положения, массы и т. п.)
Подборка задач, позволяющая сформировать представление о прямоугольнике, выявить существенные признаки прямоугольника.
Раздаются наборы выпуклых четырехугольников. Выясняется сначала то общее, что имеется у всех этих фигур — 4 стороны и 4 угла. Отсюда название — четырехугольники. Затем устанавливается различие. Ученики, конечно, будут называть и несущественные признаки (размеры фигур, их расположение)
Надо направить внимание детей на виды углов, затем последовательно рассмотреть фигуры, имеющие 1, 2 и 4 прямых угла. Отсюда название фигуры с четырьмя прямыми углами — прямоугольник.
Прямоугольник можно показать как грани параллелепипеда, прямой призмы как форму ряда предметов в классе и вне класса, что покажет детям, как широко распространен прямоугольник.
Начертив целый ряд прямоугольников с самым различным соотношением сторон и расположением на плоскости, провести беседу о существенных и несущественных признаках.
Изменив на чертеже у какого-либо прямоугольника величину одного из углов, выявить нарушение существенного признака
Удлинив на равную величину противоположные стороны прямоугольника, мы сохраняем существенные признаки.
Прямоугольники надо чертить в различном расположении: сначала по клеткам тетради с заданными или произвольными размерами сторон, затем эти, задания изменяются. Пользуясь чертежным треугольником, ученики проводят недостающие стороны прямоугольников.
Большое количество практических задач связано с вычислением периметра: длина забора, ограды, границ пришкольного участка, физкультурной площадки и т. д.
Можно ввести обозначение вершин фигуры буквами русского алфавита.
При изучении прямоугольника должны быть задания на развитие глазомера: определение на глаз длины сторон и периметра фигуры.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Стилистика преподавания языка
- Объект педагогической психологии
- Афинская школа воспитания
- Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста
- Этапы педагогического проектирования
- Организация учебно-познавательной деятельности учащихся
- Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза
- Актуальные проблемы семейного воспитания
- Создание методических рекомендаций
- Дошкольное воспитание
Кому подойдёт программа
Рабочая программа «Перспектива» может стать отличной альтернативой другим «массовым» УМК, таким как «Школа России» или «РИТМ». Она подойдёт всем, кто хочет дать детям традиционное образование и хорошую базу для обучения в средней школе. А если вдобавок найти учителя, который знает и любит эту систему — ребёнок точно не растеряет любовь к учёбе и научится мыслить самостоятельно. Поэтому, если вы собираетесь в школу, где учат по «Перспективе», присматривайтесь к педагогу особенно тщательно.
По замыслу авторов программа допускает обучение «с нуля». Но многие отмечают: детям, которые ещё не умеют читать и считать, в первом классе придётся трудновато. Для дошкольной подготовки разработана специальная серия учебников: развитие речи, знакомство с математикой и окружающим миром.
Основные этапы разработки учебно-методического комплекса
Процесс создания УМК состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в анализе определенных задач обучения, развития и воспитания учащихся, оценке объема и характера информации, которая предлагается для усвоения, а также оценке начального уровня подготовки учеников. Также необходимо подробно изучить учебный материал, разделить его на логические фрагменты, называемые информационными компонентами, а также обосновать логику построения каждого такого компонента.
Второй этап состоит в разработке методических советов, подборке материалов по обеспечению индивидуального подхода к ученикам, разработке опросников, анкет и напоминаний для родителей и учеников, создании сценариев активных мероприятий и других событий, планировании применения игровых методик.
На третьем этапе учитель создает методические и учебные пособия, формируя полноценный пакет материалов, обеспечивающих качественное содействие ученикам в усвоении новой информации, профессиональном и общественном самоопределении.
Каждый педагог вправе составлять свой собственный учебно-методический комплекс и формировать его состав по своему усмотрению в соответствии с уровнем подготовки учеников и их образовательных, культурных и иных потребностей, а также состоянием их здоровья. УМК может быть разработан как отдельным преподавателем, так и целой группой – это определяется спецификой структурного подразделения и видом конкретной программы. Цель УМК – решить основной круг задач, встающих в рамках процесса обучения.
Основные сведения
Программа для начальной школы «Перспектива» используется с 2006 года. Она разрабатывалась специально под новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по инициативе Людмилы Георгиевны Петерсон — доктора педагогических наук и автора знаменитых учебников по математике.
Авторы проекта — заслуженные учёные и методисты, многие из которых также работали над самым популярным УМК для начальных классов — «Школой России». «Перспектива» занимает второе место по распространению в государственных школах. Основная миссия программы — научить ребёнка учиться: ставить цели, самостоятельно находить ответы и не терять интереса к знаниям.
Программа «Перспективная начальная школа»
ВНИМАНИЕ! Актуальная статья Программа «Перспективная начальная школа» (ФГОС НОО 2009г.)
«Перспективная начальная школа» — это учебно-методический комплект 4-летней для начальной школы (руководитель — профессор Р.Г. Чуракова).
УМК «Перспективная начальная школа» включает комплекты по следующим учебным предметам: — Обучение грамоте и чтению. Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.- Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.- Литературное чтение. Автор Чуракова Н.А.- Математика. Автор Чекин А.Л.- Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.- Музыка (1-2 класс). Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В.- Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б.- Информатика (2-4 класс). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
Все учебники (кроме информатики) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.
Таким образом, комплект «Перспективная начальная школа» полностью обеспечивает учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план.
Проект «Перспективная начальная школа» – результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГПУ, а также ряда сотрудников РАО, разделяющих концептуальные основы «Перспективной начальной школы». Предпосылками для создания стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование» (МО РФ, 2004).
Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа»:- Комплектность предусматривает единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша). — Инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами. — Интерактивность – Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. — Интеграция – это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Разработан интегрированный курс «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство.
Читать по теме:
Разновидности
Учебно-методический комплекс по истории предполагает как тематические, так и поурочные разработки. Например, в зависимости от уровня знаний и навыков обучающихся подбираются определенные задания, упражнения для каждого ученика. Для школьников с высокой мотивацией педагог готовит задания в виде сочинений-рассуждений (эссе), при выполнении которых у ребят есть возможность продемонстрировать учителю личную позицию по отношению к рассматриваемому историческому периоду, эпохе.
Пособия по курсу педагог применяет с целью сокращения времени на подготовку к занятиям, что актуально при высокой недельной нагрузке. Такие сборники востребованы у начинающих педагогов.
Школа России
Программа пользуется спросом у учителей начальной школы, модернизирована под современные требования. Есть и проверенные методики, и новые задания. С помощью «Школа России» развивают логику и мышление у детей.
УМК «Школа России» — традиционная программа
Плюсы программы:
- грамотная подача материала;
- много общего с советской программой, только объяснения в учебнике сжатые;
- подойдет для детей с разным уровнем подготовки;
- домашних заданий не много, все довольно простые;
- есть задачи по «Математике» с повышенным уровнем сложности;
- в «Русском языке» все правила четкие и выделены;
- в «Окружающем мире» много практических заданий;
- хорошо подобраны произведения в «Литературном чтении»;
- первоклассники сначала изучают «Азбуку»;
- в комплекте идут «Прописи» с интересными заданиями.
Но и как у любой программы есть ряд минусов:
- «Математика» рассчитана слабый и средний уровень;
- есть риск надолго застрять на одной теме;
- материал по «Окружающему миру» подан без какой-либо системы.
Отзывы мам и учителей о программе «Школа России» — большинство положительные.
О.В., 35 лет, мама: «Первая дочка окончила начальную школу на одни пятерки. Училась по программе «Школа России». Вся информация в учебниках понятна. Если вдруг ребенок заболеет, то можно учиться и из дома самостоятельно. Единственный минус — много проектов по «Окружающему миру». Приходится часто подключаться родителям».
И.С., 25 лет, мама: «Ребенок учится во 2 классе. Программа «Школа России» не совсем нравится. Одну тему по «Математике» и «Русскому языку» могут проходить несколько уроков. Много практических заданий по «Окружающему миру», который ребенок самостоятельно сделать не может. Не понятно, зачем в 1 классе нужна «Азбука», если первоклассники должны уже уметь читать и писать до школы».
Перспектива (Петерсон)
Цель программы: всесторонне раскрыть личность ребенка, сформировать универсальные навыки. В процессе обучения ребенок познает себя и окружающий мир, культурное и историческое наследие страны, высшие моральные ценности. Для программы «Перспектива» разработана особая система навигации. Учебные материалы (хрестоматиями, словарями, тетрадями для самостоятельных, контрольных и проверочных работ, интернет-ресурсы) построены так, чтобы врожденное любопытство трансформировалось в жажду знаний.
«Перспектива» — программа для начальной школы
Автор «Перспективы» — Людмила Петерсон — также разработала популярный в России непрерывный курс математики для дошкольного и школьного возраста.
Плюсы:
- большое количество учебных материалов;
- для учителей, обучающих по программе «Перспектива» придумана своя система повышения квалификации;
- программа позволяет адаптироваться к дальнейшему обучению, к средней школе, старшим классам (даже по другим программам).
Минусы:
слишком многое зависит от учителя и его способностей заинтересовать и мотивировать.
Отзывы неоднозначны. Материалы подготовлены так, чтобы справился каждый ученик, не зависимо от уровня подготовки. Подготовка к урокам занимает мало времени. Но некоторые задания ребенок не может выполнить без помощи родителей.
Критике подвергаются учебники серии, например, оформление прописей и непривычная последовательность тем. Возможно, эти недоработки программы рано или поздно устранят.
Основные сведения
Изначально программа называлась «Классическая начальная школа», но позже ей придумали более звучное название — «РИТМ», которое означает:
РазвитиеИндивидуальностьТворчествоМышление
Авторы учебников «РИТМа» — профессора, академики, кандидаты наук и заслуженные учителя, лауреаты многочисленных премий в сфере образования. Многие из них разрабатывали ещё советские учебники и считаются классиками русской педагогики.
«РИТМ» — это адаптация традиционной программы для начальных классов под современные образовательные стандарты. Проверенную временем школьную дидактику дополняют достижения современной педагогики и детской психологии.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), но в государственных школах не прижилась — большинство учителей выбирают более привычную «Школу России». Тем не менее «РИТМ» с некоторыми корректировками используется в частных школах, в семейных классах и вальдорфских школах, адаптированных под российскую систему аттестаций.